Анна (anna_y) wrote,
Анна
anna_y

"Пробуждение Флоры" и "Пахита", Мариинский, 5 ноября

Два часа чистейшей радости на всех уровнях (без пары ложек дегтя не обошлось, но деготь был по-умному добавлен в мед в инкапсулированном состоянии, так что вкуса нисколько не испортил). Это шикарное зрелище само по себе, отрада для непрофессионального глаза, ему все время (и совершенно сознательно) делают интересно - вплоть до козлика, который влево еще как-то прошел, хотя за ним потом спутник Вакха заметал, а вот вправо пришлось всем миром подталкивать, только что за рога не тянули. Но это ж какой аттракцион, особенно когда непрофессиональный глаз разогрет всем остальным. И как профессионально вставлены в композицию подобные вроде как низменные трюки. Впрочем, это уже второй уровень - профессиональный. Иванов с Петипа были, безусловно, профи высшего класса и сумели отыграть даже телефонную книгу, то есть, простите, меню свадебного обеда. А что им, бедным, было делать, если по сюжету хорошее должно бороться с лучшим и еще лучшим, и все это натуральная диккенсовская леди Флабелла, только не на три абзаца, а на час? Никому змею не подложишь, в лебедя не превратишь, веретено в палец не воткнешь, и никаких опиумных грез в пирамиде и похищений от горячего араба. На свадьбе дочери императора и императорского кузена - исключительно идиллия и пастораль. Никаких отрицательных героев, ни единого плохого поступка или глупости героев вообще. Вы возьметесь сделать постановку на час при таких исходных данных? А им пришлось. И профи сделали все изумительно, ибо внесли в спектакль, кроме опыта, такта и умений, постоянную улыбку. Легче всего ее почувствовать на том же белом козлике. Кто думает, что это серьезно, и что вообще данная постановка серьезна, тот, конечно, непрофи, ну или совсем без юмора. Ну и бывает, и ничего такого, и им тоже есть что посмотреть.

Тем же, кто готов понять нежную насмешку и элегантную шутку, добро пожаловать на следующий уровень - игры. Мы играем в волшебный мир хрупких, женственных, беззащитных и обаятельнейших женщин, которых так любят защищать внимательные, преданные, самоотверженные и вообще настоящие мужчины. Кто-то думает, что в 1894 г. были такие женщины и такие мужчины? Немедленно откажитесь от наркотиков. Стали и грязи в лицах обоего пола было тогда ничуть не меньше, чем в наше время. Разница исключительно в уровне вкуса и профессионализме дриммейкеров тогдашних и, о темпора о морес, теперешних. Хотя и в наше время имеются умные люди типа Вихарева, которые понимают, что показать идиллию современному зрителю можно (а также, учитывая уровень психозов и неврозов, очень, очень нужно!) - но с одним условием: если это будет постмодернистская реконструкция идиллии имперской. Игра в идиллию.

Но, как известно, игры способны научить, причем значительно лучше, нежели битие палкой и тупая зубрежка.

Исполнена "Флора" была тоже весьма и весьма хорошо. Не без мелких недочетов, но обаяние исполняющих, как правило, было настолько сильным, что пара мелких ошибок воспринималась так, как воспринимается пара мелких ошибок у обаятельного человека, к тому же готового первым посмеяться над своими ошибками: ах, не обращайте внимания, продолжайте. Пожалуй, Степин немножко рвал тончайшую ткань идиллии несколько излишней серьезностью и парой-тройкой шумных приземлений. Но он старался. Иванова-Диана и Мартынюк-Амур были пиршеством для глаза. Равно как Осмолкина, волшебно соответствующая образу хрупкой, женственной, беззащитной и обаятельнейшей (все-таки в наше время балерины, умеющие это дело, практически повывелись), и Зверев, проявивший, на мой взгляд, фантастический профессионализм. Как он в "Сне в летнюю ночь" Обероном руководил тем, что делается во вверенном ему королевстве, так и здесь Аполлоном обеспечивал безупречную организованность идиллии и пасторали. Это надо уметь - когда на сцене к тебе сходятся все нити, и тебя видно, даже когда ты тихо стоишь в уголочке. Плюс к тому он совершенно замечательно держал и носил Осмолкину (не зря она ему отдала второй цветок из букета на поклонах), чего, в общем, не скажешь о Степине. В общем, я бы на месте Флоры влюбилась в Аполлона, тем более что у Зверева такой профиль, который даже золотому парику придает высокий смысл.

Вообще труппа словила кайф от возможности немножко подурачиться - взять хотя бы шестерку мохнатеньких сатиров-музыкантов. Да, Фавн Нижинского - более философский товарищ, но там, на минуточку, искренне не повеселишься. А тут такой случай. Улыбайтесь, господа, это тоже надо делать в жизни, и почаще, а то количество глупостей, сделанных вами с умным (как вы думаете) и брюзгливым (как оно частенько бывает на самом деле) лицом, удесятерится.

Это про "Флору". Что до "Пахиты", то она ведь тоже игра, только в другое празднество - не идиллическое, а блестящее, - и в других женщин - не хрупко-беззащитных, но в Безупречных Балерин Империи. Свадьба в третьем акте "Пахиты" к дивертисменту, сохранившемуся в истории, имеет довольно мало отношения. Это демонстрация бриллиантов имперского стиля. Ну или - в наше время - бриллиантов и стали мариинского стиля. Вот так должны уметь четверки-двойки свиты. Вот так - примы, исполняющие вариации. А вот так - главная сегодняшняя прима и ее премьер.

Ну, помимо прочего, это довольно жестокая для балерин возможность оценить их рядом друг с другом. Тем более что каждая, по логике, должна демонстрировать не обязательные элементы, а то, что лучше всего умеет. Шесть вариаций - ну ладно, пять, одна закреплена за Терешкиной, из остальных выбирай что тебе подходит.

Батоева, на мой взгляд, всю дорогу очень хорошо выбирает то, что ей подходит. И хотя бриллиантовой безупречности пока нет, она правильно попала в образ, технически может все, что надо, и со временем, несомненно, отшлифует. Включение ее в плеяду достойных исполнять вариации "Пахиты", во-первых, за дело, а во-вторых, обнадеживает.

Кондаурова очень чисто, очень красиво, почти совершенно. Ну, может, еще капельку безусильности, но это уже так, из разряда придирок. Все-таки в классике есть вещи, которые ее. Женщина-королева.

Ширинкина старалась.

Иванова упоительно точно и безупречно. Вот, кстати, на примере Ивановой-Дианы и Ивановой в вариации Амурчика вся разница между игрой "Пробуждения Флоры" и игрой "Пахиты". И сколько оба раза вкуса и понимания того, что она танцует. Ах.

Скорик пример обратного. Вообще от нее попахивает непрофессионализмом, и чем дальше, тем больше. Отсутствие каких-то базовых вещей, которые профессионалы изучают едва выйдя из пеленок. Вот вроде зайца обучили зажигать спички, ойпростите, делать нужные вещи ногами (хотя выучка, скажем так, недостаточно стабильна - то делает, то не делает). И вроде ноги фактурные, когда делает, как надо, даже вроде как красиво. Но при этом, выписывая ногами кренделя, плясунья регулярно забывает о верхе. Один раз некрасиво, неловко и как-то судорожно сложила ручки перед собою. Второй раз махнула ими как мельница с поломанными лопастями. И т.п. Какая-то грубая заученность без понимания смысла происходящего. И, что особенно неприятно, заученность частичная. Помнит про ноги - регулярная беда с руками. Может, правда, если зайца еще лет семь поучить спички зажигать, появятся и руки?.. Но, честно говоря, я не вижу ничего такого в данной дилетантке, чтобы ее тянуть за уши, когда есть вполне себе обученные профи, умеющие согласовать ноги с руками, а то и другое с корпусом и шеей.

Но ничего, на дилетантку можно и не обращать внимания, потому что до нее и после нее выходили настоящие професионалы. Давно я хотела Терешкину и Кима посмотреть вместе именно в бравурной классике, дабы насладиться их способностью не подавлять, а возглавлять кордебалет. Ну, помимо прочего, чем в них следует наслаждаться. Здесь опять же особенность постмодернистских игр - через отрицание и отрицание отрицания они нередко выводят на следующем витке туда же, где спираль начиналась, но на уровень выше. Бриллианты имперского стиля, пройдя через железный век и стальных акселерированных балетных, в Терешкиной и, возможно, Киме снова стали имперскими бриллиантами.

Хорошее это дело, в общем, чистая радость на многих уровнях.


P.S. "Пробуждение Флоры", Осмолкина-Фадеев



А здесь - Образцова-Шкляров, предыдущая пара, по мне, лучше, зато Дианой Светлана Иванова и Амуром Валерия Мартынюк. Вообще полный состав указан, если посмотреть описание к записи напрямую на ютубе.

Tags: балет
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments