Анна (anna_y) wrote,
Анна
anna_y

Русский музей, выставка Федотова и камин Врубеля, вчера.

Камин - это да. Это о. Это КАМИН. Недаром против него поставлена лавочка, на которой вечно медитирует народ. Я бы и сама присела, так места же не было все те минут дцать, которые я по коридору между Михайловским дворцом и корпусом Бенуа средь экспозиции стекла-керамики-фарфора и прочего прикладного искусства ходила. Включая, конечно, Камин. Очень хорошо собранный из дребезгов отреставрированный и из всей керамики Врубеля (а ее в Русском музее немало) производит наибольшее впечатление. Но там и без камина есть что посмотреть. Коллекция фарфора, конечно, после той, что в музее ИФЗ, так себе, ваза с глазурью "бычья кровь" с зелеными пятнышками брака, - но и там есть интересное. Работы Данько и Щекатихиной-Потоцкой, например, собранные в отдельные витрины, впечатляют. Стекло чудное, особенно именные вазы (эх, забыла я фамилию автора) с северной природой на холодном фоне. С ирисами и рыбкой - уже безымянные - тож.

Но это по пути к Федотову, в общем, и на обратном пути. Поскольку приходили на заказанную экскурсию по временной выставке.

Федотов, конечно, не Коровин и не Серов, написал он мало, один зал графики, один зал картин и еще кусочек третьего зала - маленькие, очень трогательные подарочные портреты друзей и родни друзей. В том числе второй портрет Надежды Петровны Жданович - где она за роялем. Первый, где она совсем-совсем девочка в красном, - в зале графики. Незадолго до революции 80-летняя Н.П.Вернер, урожденная Жданович, оказывается, принесла в Русский музей в дар портреты, рисунки, бумаги - все, что в их семье осталось от Федотова и что она, оказывается, всю жизнь хранила. Всегда мне казалось, глядючи на тот самый знаменитый портрет Наденьки за роялем, что Федотов к ней неровно дышал. Все там, видимо, было не так просто.

"Игроков" Киев, разумеется, не дал (и почему я не удивлена). Но русскомузейщики вышли из затруднения с честью - отделили кусок зала, оформив его по стенам своими многочисленными эскизами к "Игрокам", в том числе тем самым, сюрным, где один игрок без головы. На картине с головой, а тут - без, с тем и берите. Настоящий игральный стол того времени. Настоящие игральные карты и прочие аксессуары карточной игры, включая такую забавную подставочку с перекидывающимися табличками, где обозначена козырная масть. Дабы кто не врал, что забыл, видимо. Сама картина - на экранах, целиком и фрагментами.

Все пять "Вдовушек" полукругом, рассматривать их, конечно, интересно. Как от варианта из музея Иваново (вполне себе натуральная девица среднего класса) идет эволюция к лебединой шее и профилю Мадонны в знаменитом варианте Третьяковки. Русскомузейная "Вдовушка", оказывается, работы в основном кого-то из коллег - Федотов пририсовал лишь руки, ну и профиль Мадонны, конечно.

Вышибающий из реальности маленький зимний пейзаж на Васильевском - на дальних линиях, там, где Федотов (он продал петербургскую квартиру, чтобы обеспечить жизнь сводной сестре, прототипу той самой "Вдовушки", оставшейся после смерти мужа ни с чем, кроме детей) снимал жилье. Зима. Снег. Никого, кроме не то мужчины (возможно, Федотов), не то двух мужчин, идущих в ногу (возможно, двойник Федотова?). И - ни одного дымка над крышами жилья. Зимой, в мороз, ага. Совершенно не нашу реальность человек рисовал.

Тема царской семьи тоже, разумеется, прозвучала. Первая картина, где Финляндский полк (Федотов там служил) встречает своего шефа великого князя Михаила Павловича, вернувшегося после болезни. Поэтому шапки в количестве брошены в небо, где так и зависли. Михаилу очень, очень понравилось, он даже упросил брата Николая перевести Федотова в вольные художники, чтобы тот совершенствовался. Но вольным художникам платили мало, и Федотов завис на десять лет в полку, пока все-таки не сдался и не ушел в искусство. Где, надо сказать честно, успел сделать гениальные вещи, оставшись единственным таким в истории русского искусства. Вот только сам он надолго не остался ни в психически здоровых, ни в живых. Сложно все это.

Император Николай на выставке отметился дважды - в известном (спасибо советскому времени) рисунке, где он рассматривает Федотова через лупу, и в почти не известном (спасибо опять же советскому времени) полотне, где он, великан, приехал к смольнянкам в институт. Девочки по большей части ему по пояс, в крайнем разе - по грудь.

Из неожиданного было про костюмы. Наконец объяснили то, что вообще-то надо было мне и раньше понять, ибо упорно диссонировало. В знаменитом портрете за фортепьяно Жданович, оказывается, в школьной форме платье смольнянки. А в совсем уж знаменитом "Сватовстве майора" барышня и ее маманя совсем уж отжыгают напалмом. Ибо доченька, платье которой обычно воспринимают как свадебное, вовсе в БАЛЬНОМ туалете. То есть в бальном платье. Дома. Судя по освещению, днем. Когда еще только закуски из трактира притащили. Но ее мамаша еще круче, ибо в дорогущем шелке, из которого сшила вполне себе обычное купчихинское платье. И мало того, к шелку напялила на голову совершенно обычный купчихинский домашний убор. В общем, смесь французского с нижегородским была сильна настолько, что Федотов познал упоительный триумф: на выставке картины в Академии художеств перед нею толпилось столько народу, что однажды Федотова к картине просто не пустили. А поскольку он еще и стихи слагал, и к своим картинам, и к этой написал тоже, и озвучивал стихи, представляя картину посетителям, он, бедолага, пытался пробиться к полотну, крича - пустите автора! пропустите автора!

А его все не пускали. Чем автор, полагаю, был крайне доволен. ;))



Семейство Федотова, в центре отец, справа блестящий выпускник Павел Федотов, слева его сводная сестра, будущая "вдовушка" https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/48/Pavel_Fedotov_Strollers.jpg

Автопортрет. Федотову тридцать с небольшим. https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/74/Fedotov%2C_self-portrait_(1840s%2C_GRM).jpg

"Вдовушка" из Иваново https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/6c/Pavel_Fedotov-_Young_Widow_(First_version).JPG

"Вдовушка" из Третьяковки http://nearyou.ru/fedotov/pickf/51vdov2.jpg

Между прочим, на портрете любимого покойного мужа за спиной вдовушки Федотов изобразил лично себя в мундире.

Портрет Н.П.Жданович http://nearyou.ru/fedotov/pickf/150Nzhdan.jpg

А вот она же подростком в красном платье


Михаил Павлович в Финляндском полку http://nearyou.ru/fedotov/pickf/37vizit.jpg

Император Николай в гостях у институток (в реальности совсем не темная и красная, а, наоборот, светлая, бело-голубая картина) http://ic.pics.livejournal.com/ne_nai/19432322/218028/218028_640.jpg

Николай, рассматривающий Федотова в лупу (угол большого листа) http://lib.rus.ec/i/47/469847/i_066.jpg

Игроки http://vsdn.ru/images/data/mus/70340_big_1341304679.jpg

Эскиз с безголовым игроком (между прочим, пару раз снился мне в детстве в страшных снах ;))) ) http://www.artguide.com/uploads/ckeditor/pictures/1523/content_12_fedotov_ex_igroki_sketch.jpg

Зимний день в иной реальности http://aktinoya.ru/index.php?view=image&format=raw&type=orig&id=1786&option=com_joomgallery&Itemid=64

Ну и, чтобы закончить на оптимистической ноте, "Сватовство майора"

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/d2/Pavel_Fedotov_-_Сватовство_майора_-_Google_Art_Project.jpg
Tags: Русский музей
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments