Анна (anna_y) wrote,
Анна
anna_y

Эрмитаж, ВЫСТАВКА КОСТЮМА (22): не-Ворт, не-нижнее и не-верхнее

Два подряд культурных события в моей непутевой жизни, а именно балет и выставка в Русском музее, определенно вызвали желание поговорить еще про МФ. Костюм, сплошной костюм и его важность. А "Пробуждение Флоры", собственно, вообще про МФ. Когда надо устроить праздник на час без единого отрицательного героя, но чтобы было неостановимо увлекательно, неожиданно, интересно, с большим вкусом, необидным юмором и всепобеждающим оптимизмом. Вообще МФ с Александром III, судя по всему, очень хорошо поддерживали друг друга именно в плане юмора. О шутках Александра, доля шутки в которых расценивается разными людьми в соответствии интеллектом и юмором оценивающих по-разному, ходят легенды много написано. Но обычно упускают из виду, как трудно сохранить подобное любовно-иронически-оптимистическое отношение к миру, работая на такой должности. Без твердого тыла, безусловного понимания и большой любви главного спутника жизни - по-моему, и вовсе невозможно. Я вот верю и в знаменитое "Европа подождет, пока русский царь удит рыбу", - а что, прекрасная шутка на тему, в которой есть доля шутки, а есть доля и не шутки тоже, и уж по-всякому крайне четко, но при этом с изящной ненавязчивостью объяснено, что автор реплики не на помойке себя нашел и об этом отлично знает. И в историю, когда приехали французы, и надо было играть французский гимн-"Марсельезу", и организаторы мероприятия только что не бились в истерике - как же, царь и вдруг должен слушать "Марсельезу"???? позор!!!!! - а Александр унял их одной фразой: и что, вы предлагаете, чтобы я им новый гимн написал?

МФ, бесспорно, таким прекрасным чувством юмора не обладала. Но без нее, думается мне, и Александр III им бы не обладал.

Ну и, наконец, просто надо про Гранд-Гардероб МФ закончить, не бросая рассказ на половине. А уж там, когда властительница мод сменится, эммм, унылой депрессанткой, будем посмотреть, сколько юмора и выносливости окажется лично у меня.


Покрытие долгов начнем с импортных платьев, которые шил не Ворт. Был у МФ в Париже еще один Поставщик Двора Ея Императорского Величества Марии Федоровны - на сей раз не английский мальчик Чарльз Ворт, но две французские девочки Виктуар Морин и Мари Блосье.

На Выставке Костюма было два образца их искусства.

Платье бальное императрицы Марии Федоровны.
Франция, Париж. 1892-93. Модный дом Morin-Blossier.
"Платье бальное из кремового брокара с золоченой нитью, узор в виде цветов орхидеи. Лиф с корсажем из драпированного бархата песочного цвета, с короткими рукавами, декорирован нашивками из шелковой сетки, вышитой молочным бисером, такие же вышивки на полах верхней юбки. На подоле юбки и на лифе с обеих сторон - бархатные шу".

















Платье визитное императрицы Марии Федоровны.
Франция, Париж. 1893. Модный дом Morin-Blossier.
"Визитное платье из розового муара в крапинку. Лиф с треугольными отложными реверами (обшлагами) декорирован на груди и спине окрашенным кружевом (имитация венецианского гипюра); грудка, бант и воротник-стойка - из плиссированного шифона. Сзади бант-шу. Рукава длинные, с большими буфами в верхней части. Юбка с оборкой по подолу, на шелковой белой подкладке.
Платье сшито по последней парижской моде 1893 г., поскольку, как писали в дамских журналах: "Ныне в моде будут следующие цвета: блеклорозовый, цвет увядших роз и все красивые оттени китайской розы..." [Модный свет 1893. С.98]; "Все ткани шанжан, одним словом все, что переливается и отливает другими цветами, считается последним словом моды" [Вестник моды 1893. № 43. С.415]"
.










Верхняя одежда МФ отличалась не меньшим изяществом, чем визитные и бальные платья.


Мантилья.
Франция, Париж. Конец 1880-х - начало 1890-х. Модный дом Ч.Ворта.
"Мантилья из розового атласа с бархатным узором в виде серо-черных облаков, сзади на спинке приталена и декорирована вышивкой аграмантом из золоченой нити с бисерными грело, от талии до подола - с разрезом. Подкладка из оранжевого шелка, внутри - стеганая на вате".








Ротонда императрицы Марии Федоровны.
Франция, Париж. 1891-92. Модный дом Emile Pingat.
"Ротонда нарядная из кремового шелка броше с цветочным узором. Воротник "медичи" и полы обшиты страусовыми перьями, окрашенными в тона узора. Спереди и сзади - вставки из кремового сукна, отделанные вышивкой узорчатым тканым галуном, по краям обшиты эполетами, декорированы длинными кистями из шелкового аграманта в тон галунов. Подкладка из серебристо-серого атласа, с петлями для рук.
В начале 1890-х гг. в моде была отделка страусовыми перьями, а подобные ротонды носили название "колеты Valois" с воротником "a la Medicis": "Что касается современных гарнировок, то самой последней новостью считаются вышивки всех сортов и затем плюмаж. Вышивки выполняются золотыми нитками, золотым суташем, пестрым шелком, цветным бисером... и встречаются на всех модных нарядах. Воротнички Медичи считаются такой же модной новостью, как и шлейфы, и делаются самых разнообразных фасонов, хотя идут... собственно говоря, только замужним дамам" [Новый русский базар. 1891. С.29]
.












Мантилья императрицы Марии Федоровны.
Россия, Санкт-Петербург. Около 1893. Мастерская А.Т. Ивановой.
"Мантилья из темно-зеленого плюша (оттенок мха) с воротником из зеленых страусовых перьев, на уровне корсажа декорирована аграмантом из зеленого суташа, расшитого переливчатым сине-зеленым бисером. Эполеты на плечах и бахрома на спине из зеленого аграманта с грело и переливчатым бисером. У прорезей для рукавов пришит пояс из зеленого тканого шнура с кистями из зеленого аграманта на концах. Подкладка из бледно-зеленого атласа с петлями для рук".








Белья МФ, как помним, на выставке принципиально не было, кроме криминальных чулочков, но домашние наряды представлены, и, разумеется, не уступают красою тому, что не было предназначено для дома.


Платье домашнее императрицы Марии Федоровны.
Россия (?). Около 1890.
Костюм состоит из нижнего платья бежевого сукна и верхнего платья из терракотового плюша. Воротник-стойка нижнего платья, лиф, пояс, манжеты и подол обшиты галуном, вышитым золоченой нитью. Верхнее платье из терракотового плюша прикроено к спинке, распашные передние полы обшиты таким же галуном; рукава присборены наверху, с отворотами у локтя. Подобные платья фасона "редингот" в сочетании с материями двух контрастных цветов и фактур были в большой моде в 1889-1890 гг. В дамских журналах того времени встречаются описания похожих моделей: "Платье из темно-красного бархата и сукна цвета бэж вышито золотом" [Вестник моды 1889. С.31]. Очевидно, что при создании данного туалета за образец были взяты костюмы с итальянских полотен рубежа XV-XVI вв.".






Капот нарядный императрицы Марии Федоровны.
Франция. 1892-1893. Модный дом Laferriere.
"Нарядный капот фасона "ампир" с застроченной линией выше талии; из кремового шелка с прошивками из тюлевого кружева (имитация алансонского); из такого же кружева выполнены воротник-стойка и низ рукавов с защипами и двойной оборкой у локтя. Верх рукава - мягко задрапированные буфы из шелка. Кокетка обшита таким же кружевом, с отделкой из атласной кремовой ленты с бантом в центре; спереди и сзади - кружевная берта. Полы капота спереди и по подолу обшиты кружевным воланом".















*продолжение следует. Как честный человек - ну и чтобы отступать было некуда тоже немножко - сообщаю, что будет в продолжении: ножки, шляпки и зззззззашибенная очень интересная коллекция вееров МФ, гордость Эрмитажа (конечно, всего лишь одна из, но все-таки)*.
Tags: Эрмитаж
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 33 comments