Анна (anna_y) wrote,
Анна
anna_y

Золушка и Анна

В ноябре в Мариинке была дважды. Оба раза спектакли были хороши в целом и отдельными исполнителями, великолепны главной Парой - на "Золушке" Мартынюк-Сергеев, на "Анне Карениной" Терешкина-Зверев, неожиданны главной Парой (причем от Мартынюк как-то не ждала подобного зрелого и совершенного мастерства, остальные-то давно для меня особенные). Но главное, из-за чего все-таки придется, преодолевая сон, погоду и аццкий конец рабочего года, оторвать час от издыхания на диване и домашних дел, - это Ратманский, а точнее, его взгляд на жизнь.

Потому что что там, казалось бы, общего у "Золушки" и "Карениной".

А вот поди ж ты.



(Чтобы второй раз не вставать, за прекрасных дам персонажей второго ряда:
- Баженова Феей-Нищенкой, как обычно, супер, и крохотная роль матери Вронского ей тож очень идет
- Иванова-Скобликова чудная Кубышка, вагон обаяния и бронепоезд оптимизма,
- Демченко главным Парикмахером хорош, а Сыщиком до Недвиги еще не дотянул, но может
- Светлана Иванова совершенно Китти, Острейковская совершенно Долли, люди на своих местах
- Стасюнас такой Царь-Царь.

Иосифиди Мачехой не айс. А Бетси Тверской совсем нехороша. Почему типареальный высший свет это в себя пустил, непонятно. Сказочно-игровой решительно отверг, и был прав.
Шмара Учителя танцев настолько никакая, что даже не хочется фамилию называть.)

Но, боги, как хороша Мартынюк. Фея-крошка выросла в мастера. Она не просто чисто и легко делает текст, и даже не просто прорабатывает нюансы роли, и даже не просто держит на себе главный интерес всего немаленького спектакля. Крайне редко бывает, что артист входит в спектакль и поворачивает его неожиданно и по-новому. Я так навскидку за последние годы вспомню подобные чудеса от Терешкиной, Сергеева, Кондауровой и Зверева, пожалуй. От Мартынюк не ожидала никак. Вообще шла на Осмолкину и, увидев замену в программке, даже загрустила.

А вот поди ж ты. Я даже с удивлением поняла, что видела много ратманских "Золушек", но ПРАВИЛЬНУЮ мне дали вот сейчас. Собственно, я даже не знала, что ПРАВИЛЬНАЯ "Золушка" бывает, она мне и так всегда очень нравилась.

ПРАВИЛЬНЫЙ спектакль, если вдруг кто по контексту не догадался, это, с моей точки зрения, такой, когда осколки вдруг складываются в слово "вечность". Вопросов не остается, ответы не просто есть, они еще и отвечают на какие-то затекстовые вопросы о жизни вообще. ПРАВИЛЬНЫЙ "Парк" - это когда два незаурядных человека мучительно, через свои ошибки, дозревая душой и не без вмешательства ангелов движутся навстречу друг другу - и таки ж доходят. Последний дуэт должен вышибать потоки слез не потому, что это первая и последняя ночь Ромео и Джульетты, за которой будет только вечная разлука и не менее вечные мучения самоубийц в аду. Но потому, что это - момент истины, конец романа, начало счастья, семьи и рассвета под детский смех. И так далее по всем действительно великим спектаклям, которые на самом деле не о сиюминутном, а в очищенной рафинированной форме - о Вечном.

"Золушка" Ратманского с Мартынюк и Сергеевым как-то так сама собой ответила на совершенно неожиданный вопрос, который мне раньше и в голову не приходил: а зачем, собственно, в полночь платье стало обносками, бал непоправимо прервался, но туфельки остались хрустальными. Вообще в Золушке Мартынюк столько яркости, силы, жизни и интеллекта, что влюбить в себя принца в белом за десять минут не просто реально - неизбежно. Но почему-то, выплеснув себя костром до небес за один короткий вечер, Золушка возвращается в свой прежний мир и молча горит в сходном по высоте факела отчаянии. Вместо того, чтобы побежать, найти, показаться, упасть в объятья и вообще счастливо женить на себе любимой.

Правильный ответ: потому что счастье пары есть результат работы над собой обоих, а не только женщины. Золушка сделала свою часть работы - она всю жизнь шла к тому самому балу, чтобы вспыхнуть на нем должным образом. Я не берусь судить о том, кто кого выбрал, Золушка Принца или наоборот. Ратманский вообще-то тоже. Принц у него окликнул Золушку первым, но значит ли это, что он ее выбрал? Там как-то они вместе друг друга выбрали. Но если бы Золушка не пришла на бал такой, какой она себя делала всю жизнь (упаковка от Феи - компонент очень, очень важный, не спорю, но очень быстро становится понятно, что это всего лишь пропуск на тот самый бал с той самой возможностью), чуда бы не случилось.

Но если бы Принц не рванул из дворца искать Золушку, у чуда не было бы будущего.

Вот как-то так устроен мир, по мнению Ратманского, и я, похоже, с ним соглашусь. Мужчине нужно пробежаться по свету в поисках своей любви, найти, спасти и стать по-настоящему, а не только по титулу, Принцем. А Золушке следует ждать, молча корчась в огне воспоминаний. Что могла, она сделала. Дальше - обычная женская стезя, терпение, терпение и еще раз терпение. Феи - существа не просто мудрые, но еще и страшные, однако под их руководством возможно прийти к настоящему счастью уже на этой грешной земле. Мозаика сложилась в слово "ВЕЧНОСТЬ", браво, Мартынюк и Сергеев, и спасибо вам.

Ровно через неделю после ПРАВИЛЬНОЙ ратманской "Золушки" со мной случилась ратманская же "Анна Каренина", подозреваю, что тоже близкая к истинной балетной правильности. Не было упоенной своими тонкими чуйствиями Анны и еще более упоенного своей не слишком тонкой истерикой Вронского, а также сожалений об отсутствии в жизни обоих хорошего хлопкового поля для вразумления тонкочуйствующих. И эпиграмму Некрасова тоже вспомнить не тянуло. А мальчика Сережу было очень жалко, но хотя бы не под лозунгом "ну, парень, и маманя с полюбовничком тебе досталась, бедолаге, и это при таком отце".

Потому что Терешкина со Зверевым играли не упоение собою и своими чуйствиями разной тонкости.

Они играли Золушку, не сумевшую ждать, и Принца, не ставшего Принцем.

Вообще некоторая оторопь берет, когда видишь, сколько там самоцитат Ратманского. И бал, на котором все увиделось, решилось, влюбилось, нашлось на всю жизнь и пр. И отчаянный монолог оставленного без любви, только если Золушка падала ничком на паркет и била по нему кулаками, то Вронский заканчивал выстрелом. И дуэт абсолютной открытости друг другу, закачнивающийся сном на облаках.

Только если в "Золушке" засыпали оба, то в "Анне Карениной" засыпал Вронский. В то время как Анна садилась рядом, придя в ужас от того, что наделала.

И дело не в измене мужу, а в крушении сказки.

Потому что после встречи и бала сказка должна правильно продолжиться. Принц влюблен, окрылен, но несчастлив, потому что возлюбленная не с ним. Тут должен быть его выход. Говорят, что для счастливой жизни пара должна съесть пуд соли. Так вот, половина пуда соли, причитающаяся Вронскому, — здесь и сейчас. В этот момент он осознает важность Анны для себя, а также трудности, которые необходимо преодолеть. Любимая несвободна, у нее есть сын. Если Вронский решит для Анны эту проблему, то его, говоря банально, не будет мучить совесть.

Но Вронский не делает этого. То ли не может, то ли не успевает — ведь Анна, не удовольствовавшись своей половиной пуда — ожиданием, — приходит к нему сама, оставив мужа и сына. Взяв на себя весь пуд соли, она оставляет Вронского с надломом (да, любимая с ним, но она несчастна, она потеряла положение в обществе, она бросила сына) и без возможности стать Принцем (а вот это уже прямой путь к раздражению, инфантилизму в цвету и предложению женщине и дальше решать свои проблемы, не тревожа мужчину).

Конечно, это не значит, что женщине нельзя самой брать счастье в свои руки. Но если женщина хочет Принца, надо дать мужчине возможность им стать. Дело женщины - создать себя так, чтобы на балу, данном ей Сверху, случилось чудо для двоих. Дальше наступает время гореть, ждать и терпеть. Чтобы стать Принцем, Вронский должен был создать будущее для чуда сам, своими ногами, руками и мозгом. И если создаст, то станет Принцем. А если не создаст, значит, с этим человеком будущего у Золушки нет. Или есть, но такое, как у Анны - когда сначала сама прибежала и осчастливила, потом сама бросила сына и мужа, а дальше мужчина раскапризничался, не позврослел и не простил женщине испорченной сказки.

А еще может быть, что он, весь такой действительно прекрасный и аристократичный, лелеял надежду, дескать, сможет устроить себе такую же сказку еще разок с какой-нибудь на сей раз правильной женщиной. Тем более что мама-Баженова, конечно, не Фея-Нищенка, но явно готова поспособствовать.

Отрезвление выдается жестоким у обоих любовников. Анна поняла, что сказка окончательно не состоялась, испорченная ею самой, не сумевшей ждать и слушать подсказки Сверху. Жизнь исковеркана опять-таки ею самой... и тут сзади так кстати завыл паровоз, что было воспринято на высоте отчаяния как руководство к действию.

И несостоявшийся Принц может сколько угодно осознавать, что жизнь с уходом Анны кончена, что сказка дается один раз в жизни, что надо было либо биться за свою любовь до последнего, либо довольствоваться реальностью и синицей в руках, а не корчить козью морду насчет "а мне бы синюю птицу, и прям в полете - я ее прям на лету поймал бы". Поезд не просто ушел, он еще и проехался по трупу сказки, в которой Золушка и Принц не сумели правильно выдержать свои роли. Чем убили и сказку, и себя, и друг друга.

А ведь хрустальная туфелька, единственное, что не превратилось в полночь абы во что, типа намекала неразумным. Вот вам, каждому причем, и память о той самой встрече, и подсказка, что, дабы заработать право на сказку, надо вести себя честно и не пачкать хрусталь грязью банального адюльтера, но воспитывать себя и устраивать счастье не на одну поездку в Италию, а до конца жизни и сна на облаках.

Так выпьем за то, чтобы не пропустить и сохранить в чистоте дарованную Сверху сказку. А также за Ратманского с его философией, Мартынюк, Сергеева, Терешкину и Зверева, на разрыв аорты проживших правильный и неправильный пути Золушки и Принца, и высокое искусство балета, очень даже способное научить жизни.

Большая благодарность c_a_r_i_e за совместное обсуждение, мудрые мысли и непосредственное участие в написании текста, местами прям-таки абзацами. :)) Чин-чин.
Tags: балет
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments