Анна (anna_y) wrote,
Анна
anna_y

Золотая комната императрицы

6. Золотая гостиная - она настолько золотая, что, во-первых, трудно себе представить себя внутри чего-то более золотого, а во-вторых, лично у меня регулярно крутится на языке слово "слишком". Но, может, это особенность моего личного восприятия. Хотя бы потому, что ничего купеческого, нуворишевского и вообще вульгарного в Золотой гостиной нет.

Сначала и слишком не было. Потому что Брюллов, оформлявший интерьер, стены гостиной сделал из белого искусственного мрамора, а вот лепной узор на них - он да, был позолочен. Уже тогда гостиная вызывала восторг всех, начиная с владелицы, которая сравнивала свой интерьер с Тронным залом баварских королей, скромно добавляя - ну, пожалуй, в хорошую погоду, на солнышке.

Позже над Золотой гостиной немного поработал Штакеншнейдер, проявивший, как всегда, сдержанность и вкус. Золоченой лепнины на карнизах он добавил, но вызолотить сплошь стены не собирался. Предполагалось затянуть стены шелковой материей и украсить 20 яшмовыми колоннами. Но поскольку Мария Александровна с мужем Александром в тот момент уже достигли высшей власти, проект Штакеншнейдера их не устроил. Как, впрочем, и другие проекты. Так что оставили отделку Брюллова, только вызолотили стены сплошняком. Автором этого "слишком" был предположительно В.А.Шрейбер.

И стала Золотая гостиная вот такой.



Каковой она в общем (спасибо восточным высоким визитерам первых послереволюционных десятилетий, которым нравилось здесь жить) и осталась поныне. За одним важным исключением: в 1960-х при реставрации ткань на мебели (и шторах, естественно) изготовили по старым образцам, но сделали не малиновой, а голубой, под цвет нижних панелей стен зала. Сейчас здесь коллекция резных камней герцога Орлеанского - в старинных витринах. Но на геммы, честно говоря, здесь мало кто обращает внимание. (Кстати, зря.)



Совершенно замечательный в Золотой гостиной камин. Снизу кариатиды, дальше мраморные барельефы с вакханками и путти, потом мозаичное панно с видами античных храмов Пестума, специально заказанное наследником Александром Николаевичем в Италии; потом колонны из яшмы обок зеркала, и, наконец, на самом верху над капителями, фризом и карнизом в розетке герб России. Не камин, а монумент типа гробницы Александра Невского. Изумительные фарфоровые канделябры тоже добавляют атмосферы.



Вообще не зря именно здесь великая княгиня, она же императрица, устраивала рождественские елки для своих детей. Полумрак, елка вся в огнях, мерцающее золото стен. Совершенно волшебная атмосфера. Определенно хорошая мать была Мария Александровна.

Tags: Эрмитаж, интерьеры
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments