Анна (anna_y) wrote,
Анна
anna_y

Апартаменты императрицы, или Белый, Зеленая и Октябрьская.

7. Золотая гостиная, конечно, комната немаленькая, там и балы устраивались - небольшие, для своих, человек на 100-150. Но это разве балы. Уж не говоря о приемах. Где только не принимали Романовы - вон хотя бы Александра Федоровна, которая жена Николая I, бывало, принимала придворных в Мавританской ванной. Абсолютно одетая и в рамках этикета, если кто не понял. Но быть первой леди государства - работа, причем тяжелая, причем связанная с презентациями; так вот, по-настоящему презентационным помещением был Белый зал.



Зал был создан все тем же А.П. Брюлловым, и хотя с виду он классичен, на самом деле, конечно, это игры историзма. Просто бывают игры историзма в рококо, готику, мавров и прочее, а бывают игры в классицизм. Сейчас там французские картины, французская мебель, французский мрамор и замечательный французский фарфор, в частности, огромная севрская ваза времени Марии-Антуанетты. Паркет, камины и люстры, само собой, в комплекте.









Ваза настоящего синего севрского цвета. Видите этот цвет - значит, это Севр. Ну, или кто-то очень старался под Севр, Севром вдохновленный.










8.И все было бы хорошо в этих апартаментах цесаревны, тем более что дети жили прямо под ее комнатами на первом этаже, если бы в них еще была для всех столовая. Вон есь не может есть бутерброды в институте на том месте, где учится. Романовы, полагаю, были не менее аристократы.

Но вот беда - в юго-западном ризалите Зимнего, где, собственно, и располагались комнаты цесаревича и цесаревны, места для столовой уже не было.

И тогда архитекторы сделали финт ушами и построили-таки столовую, на месте бывшей лестницы, вглубь здания, между Золотой гостиной и Белым залом. Лестница была небольшая (в сравнении с, конечно), а главное, не имела окон. Следовательно, окон не должна была иметь и столовая. Но Штакеншнейдер, о котором не выходит говорить иначе, как очень хорошо и еще лучше, вышел из положения: он создал окно дневного света в потолке Зеленой столовой. И все стало тики-так.



Да, но если вы посмотрите с Дворцовой площади на юго-западный ризалит (слева от входа во двор), то увидите три этажа. Столовая между тем на втором этаже. Откуда дневной свет, казалось бы. Но это мы такие тупые, а Штакеншнейдер, о котором только самое лучшее, придумал как. На третьем этаже над стеклянным потолком Зеленой столовой был сделан световой тамбур с железными хорами и двумя лестницами - чтобы зимой можно было очистить окно от снега.

На мой скромный, но личный вкус, шедевром второго рококо в интерьерах Зимнего является не Будуар Боссе, а Зеленая столовая Штакеншнейдера. Но тут вот какой момент: Будуар сохранился практически как был, и туда пускают, и туристы балдеют и запоминают. В то время как Зеленая столовая сохранилась хотя тоже практически как была, но утратила очень важную деталь - световое окно потолка. И потому там в общем служебное помещение, и пускают на редкие временные выставки, и туристы ничего о Зеленой столовой не знают.



Что очень жаль. И некому тыкнуть пальцем в камин Зеленой столовой, темного цвета среди светлых стен, и рассказать про него интересную историю. А именно. Штакеншнейдер заказал подходящий камин за границей, но голландский корабль, который его вез, потерпел крушение, и Зеленая столовая осталась без камина. Но Штакеншнейдер блестяще вышел из положения совершенно по Е.Молоховец (все, надеюсь, помнят - "если к вам неожиданно пришли гости и вам нечего подать на стол, спуститесь в ледник, возьмите телячью ногу или осетра средних размеров, икру от него не выбрасывайте - сквозь нее хорошо пропустить бульон..."). Он пошел в магазин скульптора Мадерни и подобрал подходящий камин. Конец истории.


9. Ну и, наконец, еще один ныне не слишком знаменитый интерьер и одна не очень известная история. Понятно, что на личной половине цесаревны и цесаревича, которые в дальнейшем стали императрицей и императором, должна была быть лестница. И не такая, на месте которой Штакеншнейдер сделал столовую, а парадная. Потому что положено.

И лестница там была. Вот она, снизу вверх.



С первой площадки.



И, наконец, лестничная площадка и комната без окон, смежная с покоями Марии Александровны.



Лестница существует до сих пор и называется Октябрьской. Потому что понятно когда по ней понятно кто брал Зимний. С дальнейшим перебегом из юго-западного в северо-западный ризалит, где на половине последней императрицы в Малой столовой были арестованы министры Временного правительства. Потом министров по той же лестнице свели вниз и увезли в Петропавловку. А лестница стала Октябрьской. И не надо путать ее с лестницей Советской, которая в Старом Эрмитаже. Та была Советской еще до одноименной власти - по ней поднимались на совет министры проклятого царского режима.

Вот такая история.
Tags: Эрмитаж, интерьеры
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments