Анна (anna_y) wrote,
Анна
anna_y

Царское, выставка "Поставщики императорского двора" (3)

Следующий раздел выставки после ювелирных изделий - иконы, и в этом куда больше смысла, чем кажется на первый взгляд. В особенности если внимательно вчитаться в пояснительный текст, спокойный, неангажированный и вообще историко-искусствоведческий. Я, пожалуй, приведу его целиком, даже не используя жирный шрифт. Пусть каждый выделяет сам в меру своей внимательности.

"Во второй половине XIX - начале XX века преобладающей формой признания высокого качества производимых изделий во всех видах деятельности было звание "Поставщика Двора Его Императорского Величества". Его удостаивались, в том числе, иконописные мастерские и фирмы, изготавливавшие церковную утварь и оклады из драгоценных материалов.

Древняя традиция украшения икон серебряными и золотыми окладами получает новый импульс: собственно иконописный образ становится частью художественного ансамбля, причем, порой, самой незаметной. Изображение почти полностью скрывается под драгоценным убором - только лики святых остаются открытыми. Распространяется тип так называемых подокладных икон, на которых красками нанесено только "личное письмо" - лики, руки и другие открытые части тела. Ювелирный оклад, цаты и венцы, резной киот, лампада и другие украшения привлекают основное внимание блистанием золота и серебра, чеканкой, филигранью, драгоценными камнями и цветными эмалями. Тонкость живописной работы, изящество композиции и гармония колорита редко выдерживают соперничество с работой ювелира.

Икона в этот период уже не столько образ, призванный возводить душу верующего к божественному прообразу, сколько выражение благочестия заказчика. Более того, если иконописная работа в большинстве случаев остается анонимной, то ее драгоценные ризы несут на себе именные клейма мастера, ювелирнной мастерской, сопровождаемые датой и городским гербом.

Самые прославленные мастера получали звание придворного поставщика, что открывало им возможность иметь заказы на написание икон, изготовление окладов и церковной утвари для дворцовых храмов и домашних молелен царской сенмьи. Этой чести были удостоены знаменитые московские и петербургские мастерские, артели и фирмы. В их числе были иконописные мастерские В.Пешехонова, братьев Чириковых, Н.Брягина, В.Гурьянова, М.Дикарева, ювелирные компании И.Сазикова, П.Овчинникова, И.Хлебникова, И.Морозова, А.Постникова, П.Оловянишникова, И.Жевержеева. Изделия этих ювелиров нередко представляют собой высокохудожественные произведения, создававшиеся с применением технических новшеств. Их имена вошли не только в историю русского искусства, но и в историю русской промышленности начала XX века.

Изделия "поставщиков Его Императорского Величества" наполняли дворцы императорских резиденций, окружали членой императорской семьи во время молитвы, сопровождали в поездках, украшали домашний быт, использовались в качестве подарков и пожертвований. Лишь немногие из этих прекрасных изделий сохранились в музейных коллекциях. На выставке можно видеть некоторые характерные предметы из царскосельского и петергофского собраний и из коллекции Государственного музея истории религии (Санкт-Петербург). Несмотря на художественную выразительность и историческую ценность, представленные экспонаты только отчасти могут воссоздать великолепие русского церковного искусства второй половины XIX - начала XX века, связанного с правлением последних представителей Дома Романовых"
.












Tags: Царское Село
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments