Анна (anna_y) wrote,
Анна
anna_y

Народы России в фарфоре, Этнографический музей (6). Тунгусский шаман. Из собрания РЭМ

1. Ассоциации и дефиниции.

Первая ассоциация на "тунгус", "тунгусский", бесспорно, метеорит. (Хотя правильно ли именовать знаменитый Тунгусский инцидент падением метеорита, или до Восточной Сибири он не добрался ввиду того, что его распил начался еше на входе в атмосферу и потому является в строгом смысле всего лишь болидом, до сих пор не совсем понятно.)

Но дальше, возможно, кто-то (может, даже из не-сибиряков) и многочисленные реки Тунгуски вспомнит. Тем более что у одного Енисея целых три притока-Тунгуски, Нижняя, Подкаменная (Средняя) и Верхняя (более известная как Ангара). И все реки, прямо говоря, слабо представляемые теми, кто не был по ту сторону Урала. Реки Тунгуски поменьше встречаются в бассейнах Оби, Лены, Колымы, Амура, а одна даже напрямую впадает в Охотское море. Что наводит на мысли о широком распространении тунгусов как народа. (Что совершенно правильно, в Китае у них целых два автономных хошуна и еще ряд сомонов, не говоря уж о том, что 3000 человек в Монголии проживают.)

Ну и, наконец, кто поэзотеришнее, рано или поздно припомнят, что есть такие тунгусские шаманы - могучие, таинственные, со свободным выходом в астрал, подвал и прочие остро не наши миры. Я вам больше скажу - по наиболее распространенной версии, само слово "шаман" происходит от эвенкийского "саман". Вообще-то шаманизм, согласно последним изысканиям, такое явление, через которое прошли (кто более, кто менее, кто полностью, кто частично, а кто вообще из него не вышел и не собирается) все народы мира. Но слово "шаман" вроде как пошло именно от тунгусов через Россию, куда попало в XVII в. от русских служилых людей из Сибири. Европа познакомилась с термином, кажется, через иностранцев, ездивших в составе посольства Петра I в Китай через Сибирь. Ну, а там недолго было и до создания очередного научного "изма".

Так шаманизм стал шаманизмом. Мог бы, между прочим, быть ойуунизмом (от термина якутов), тадебеизмом (от ненцев), бооизмом (от бурят), ырамащизмом (от чувашей... нет, это вряд ли, Европа бы такого не вынесла), сенинизмом (от кетов) или попросту камизмом (от алтайского названия шамана - "кам", откуда, между прочим, известный термин "камлание"). Но именно тунгусы сумели прорваться в науку, Европу, а потом и весь мир со своим наименованием служителя культа.

Понятно, что после этого никак невозможно было не включить в фарфоровые народы России тунгусского шамана.

Правда, с 1931 г. в нашей стране никаких тунгусов уже нет, а есть эвенки. На волне политкорректности, о которой уже много сказано, и согласно самоименованию "эвенкил". Ну и хорошо. Метеорит, реки, тунгусо-маньчжурскую группу языков и шаманов переименовывать, правда, не стали. Что тоже в общем неплохо.


2. Шаманы и короны.

Шаманы - это очень, ну то есть совершенно отдельная и объемная тема. С тунгусскими, правда, встречаться не приходилось, но об алтайских камах кой-чего знаю не из книг и скажу так: путей к Богу на свете много, дойти можно по многим, заблудиться абсолютно на каждом. Шаманы дойти могут. Сбиться могут тоже, но не нам с нашей нынешней РПЦ их упрекать. На этом тему закроем и обратимся к костюму.

"Одежда шамана — Samaseck — это длинный кафтан со многими к нему подвешенными ремешками, железками, звоночками, бубенчиками и бисером... К такой одежде каждый добавляет свое. Эта одежда всегда изготовляется женщинами и девушками. К одежде шамана принадлежит еще нагрудник — Noeieken, так же длинный и с ремешками. Шлем шамана — Igoen сделан из железа, с рогами, а под ним носят они получепчик — Tschorat, с которого свисают полоски из беличьих хвостов. Бубен — Untu - овально-круглый, как у ламутов, окрашен краской. К нему имеется чехол — Ungtuwun. Волшебный жезл — Giosun, или Kolo, такой же, как у якутов, коряков и ламутов".

Тунгусский шаман в фарфоре занят делом. Согласно описанию очевидца-этнографа, "Когда шаман одет в свою одежду, с жезлом и бубном, он садится против огня и несколько раз начинает что-то бормотать. Затем он очень слабо ударяет в бубен, через некоторое время начинает тихо петь, причём, когда поет, тихо ударяет в бубен, а когда наступает пауза в пении — в бубен бьет сильнее". Что до костюма, то Каменский, к сожалению, лишил шамана железной короны (опять-таки, наверное, вольность художника). Впрочем, не каждый шаман заслуживает железную корону, равно как не каждый обратившийся на путь шамана получает бубен и шаманом становится. Тяжек путь шаманский. Впрочем, это тоже совершенно другая история.


3. Шаман и фарфор.





Tags: Этнографический музей, фарфор
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments