Анна (anna_y) wrote,
Анна
anna_y

Народы России в фарфоре, Этнографический музей (7-8-9). Ламуты. Из собрания РЭМ

1. Эвены и дефиниции.

Когда эвенки были тунгусами, а эвены - ламутами, было менее очевидно то, что нельзя не заметить сейчас: эти народы, мягко говоря, весьма близки по происхождению. На самом деле, насколько я поняла нынешнюю точку зрения на этногенез эвенков и эвенов, дело обстоит так. Жили в районе Байкала пре-тунгусы, некая группа коих ушла потом на восток и сделалась чжурчжэнями и маньчжурами (они потом неслабо поддавали Китаю, в конце концов даже его завоевав, и последняя китайская династия была как раз маньчжурская, - впрочем, это совсем другая история). А те, кто остались, в конце концов (не без смешения с восточносибирскими аборигенами) стали тунгусами, они же эвенки. Тут их стали мощно подпирать скотоводы-монголы (которые тоже неслабо поддали Китаю и тоже его завоевали и посадили свою династию, правда, сильно раньше маньчжуров), - и тунгусы-эвенки двинулись на север.

Причем двинулись они так, что, если присмотреться, это внушает не просто уважение, а даже почтение. Эвенков на территории России около 35 тысяч, эвенов - примерно 20 тысяч. Между тем территория их расселения - от Енисея на западе до упора, то бишь берега Охотского моря, на востоке. На юге территорию ограничивают Амур и Ангара. Считайте сами, сколько Европ там влезет. А вообще так вот посмотришь на тунгусов и перестанешь сомневаться в том, что да, совершенно спокойно могли первые жители Америки, пришедшие как раз туда из этих краев, заселить за несколько тысяч лет два континента. Главное - были бы настрой и желание идти дальше. Ну, подумаешь, плотность населения небольшая. Так и хорошо - спокойно, не тесно, охотники друг другу не мешают. А идти правильно настроенные охотники могут хоть до Огненной Земли.

Правда, в Сибири в отличие от девственных Америк народ проживал и до прихода тунгусских романтиков дальних странствий. Были это, согласно нынешней точке зрения, аборигенные палеоазиаты, известные как юкагиры. Те эвенки, которые пошли на северо-восток, смешались с юкагирами, а те, которые пошли еще дальше, еще и с коряками. Если говорить красиво и по-научному, произошла ассимиляция.

Так возникли эвены. К моменту прихода в Сибирь русских они уже существовали как этнос, хотя и продолжали двигаться на восток (Камчатки они достигли только в 1840-х), а также ассимилировать и ассимилироваться. И не только с встречными коряками, но и с встречными русскими (между прочим, эвены были самым православным народом из всех сибирских народов - у них даже существовал в хозяйстве специальный олень для перевозки икон каждого хозяина при перекочевке), а также с якутами. Чтобы не возводить напраслины, процитирую ну хотя бы википедию: "Кроме официальной регистрации национальности они ничем не выделяются в среде якутов и многими считаются такими же саха, но номинирующими себя эвенами лишь для использования социальных льгот, предоставляемых государством". Википедия и якуты, похоже, эвенов осуждают, но, с другой стороны, а чего они хотели от народа, который отлично приспособился к весьма крутым условиям земель, что за Енисеем, и распространение которого могут остановить лишь Тихий океан или Китай?


2. Эвены/ки и костюм.

В костюме, равно как быте, жилище и вообще во всем, эвенки многое заимствовали от тех, с кем встречались. Эвены делали то же самое. Впрочем, в том, что касается костюма, кардинальных отличий между ними нет. На ногах эвены носят унтал - явление в Сибири в общем повсеместное и настолько гениальное, что его переняли и русские (небезызвестные унты). Летние унты делают из ровдуги, сукна и кожи, зимние, естественно, куда теплее - из камусов, «щеток», «лбов», в общем, из зимней оленьей шкуры. Есть унты короткие, чуть выше лодыжки, есть длиные - до паха, ну и, естественно, остальные вариации между ними. Эвенские унты плотно облегают ногу и подвязываются не только в области голеностопного сустава, но и под коленом.

Если унты короткие, к ним носят длинные ноговицы. Если унты длинные, значит, на улице зима, и под них надевают меховые чулки.

Ниже подбородка эвены носят кафтаны, сшитые из пыжика или из ровдуги. *Для тех, кто не в курсе, пыжик - это не пьяный чижик, а телёнок северного оленя до полугода, после чего он перестает быть пыжиком и до года именуется неблюй (да-да, я знаю, как это звучит, сама первым делом о том же подумала). Ровдуга не имеет ничего общего с радугой, это замша из оленьей или реже лосиной шкуры*. Понятно, что ровдужный кафтан носят летом, а пыжиковый - зимой. Борта и подол кафтана обшивают полосой меха (считается, что это основное отличие эвенского кафтана от эвенкийского). Борта кафтана на груди не сходятся, а холодной зимой тем не менее жить хочется, поэтому обязательным дополнением к кафтану и у эвенов, и у эвенков является нагрудник. Эвенский нагрудник (нэл) - это собственно нагрудник плюс поколенный передник, которые либо сшиты вглухую, либо выкроены из одного куска. Нагрудник плотно закрывает грудь, а его нижняя часть - и живот. На шее и на талии передник завязывается ровдужными шнурками. Поверх нагрудника надевается и завязывается кафтан. После этого считается, что холодно быть не должно, враг не пройдет, ветер не задует. А специальные хэрка, они же натазники, выкроенные целиком опять-таки из ровдуги летом или меха зимой, - это так, кольчужные трусы дополнительная защита самого-наисамого для мужчин и особенно женщин.

Зато какое раздолье в вопросе украшения нагрудника! Практически как от Енисея до Охотского моря, не меньше. То есть кафтан украшали тоже, безусловно. Существовала целая система геометрических узоров, у разных групп эвенов разная, но неизменно гонявшая злых духов от добрых людей в хвост и в гриву. Если посмотреть, где именно полагалось украшать кафтан, это особенно ясно: край подола, край рукавов, на некотором расстоянии от края подола, полок, на спине, над фалдами. Короче, где злой дух захотел бы пролезть, а тут ему и накосявыкуси в точном соответствии с эвенской магией.

Магия, мода и вкус мастериц предписывали украшать одежду меховыми оторочками и полосками орнамента, выполненными в самых разных техниках из самых разных материалов. Там, где эвены жили рядом с эвенками, больше использовали бисер, в основном синего, черного и белого цвета. Им сплошь зашивали полосы, а потом из полос выполняли орнамент. Там, где эвены жили рядом с палеоазиатскими аборигенами, в украшениях преобладала кожа. Например, бахрома из окрашенной в коричневый цвет ровдуги. Или мех росомахи, которым окаймляли горловину, край подола, полы и рукава. Никак нельзя забывать про металл, украшения из которого обязательно пришивались в ряд в дополнение к орнаменту. Причем чаще всего пришивались за одну сторону, а вторая свободно болталась, издавая при движении опять-таки отгоняющий злых духов звук. (Обычное дело. Наш-то двух бокалов влюбленный звон, можно подумать, не для того введен в практику.) Наилучшими металлическими украшениями считались медные литые бляхи, кольца, серебряные монеты и - внимание! - колокольчики. В общем, порядочный эвен и особенно эвенка, принарядившись, звенели так, что никакие злые духи и за милю не подойдут. А уж если вдруг начинались танцы!..

Немного про головные уборы. Мужчины и женщины носили плотно облегающую голову шапочку, которую у мужчин расшивали бисером богато, а у женщин - особенно богато.

Ну и, наконец, еще одна положительная черта в характере эвенов, позволившая им распространиться так широко и устойчиво. Дело в том, что, когда становилось по-настоящему холодно, эвены решительно забивали на свой кафтан и надевали поверх него меховой сокуй (совик и т.п., см. ранее про ненцев). А поверх расшитой бисером шапочки - по-настоящему большую и по-настоящему меховую шапку.


3. Фарфоровая статуэтка "Ламут" из собрания Российского Этнографического музея.

Ну вот, теперь, вооруженные необходимыми знаниями, мы можем оценить, где допустил художественные вольности Каменский. Все очень правильно и хорошо, включая бахрому из окрашенной в коричневый цвет ровдуги по подолу нагрудника младого ламута. Но почему орнамент отсутствует на рукавах, через отверстия которых злой дух может запростяк проникнуть под ламутский кафтан? Непорядок. С младой ламуткой, кстати, та же история.










4. Фарфоровая статуэтка "Ламутская женщина" из собрания Российского Этнографического музея.


К ламутской женщине в фарфоре прилагается эвенский женский костюм, с которого Каменский работал. Между прочим, обратите внимание, что у фарфоровой ламуточки голова повязана ситцевым платком, концы которого выпущены на грудь. Платки ламуты действительно носили, правда, больше летом вместо шапки, но не исключено, что и зимой под нее.



Эвенский костюм рядом с костюмом тунгусского шамана, о котором речь шла в прошлый раз. Желающие могут сравнить и оценить, насколько тунгусский шаманский костюм является в общем обычным эвенкийским (эвенским), правда, с некоторымм наворотами.








5. Фарфоровая статуэтка "Ламутка" из собрания Российского Этнографического музея.

И, наконец, ламутка не на параде, а на морозе. Очень разумная и практичная женщина. Подол, конечно, не без применения орнаментальной магии, но на орнамент надейся, а одевайся при 50 градусах мороза тепло.



Tags: Этнографический музей, фарфор
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments