Анна (anna_y) wrote,
Анна
anna_y

Народы России в фарфоре, Этнографический музей (10-11). Якут и якутка. Из собрания РЭМ

1. Лошади, коровы и собаки.

Обсудив самоедов, угров, предков индейцев кетов и целых два тунгусо-маньчжурских народа, перейдем к тюркам, к каковым относятся якуты. Кстати, волна лингвистической политкорректности их почему-то не коснулась (видимо, они для нее недостаточно малый и обиженный царским правительством народ). Может, потому, что самоназвание у якутов "саха, сахалар" и сочинять по-русски что-то типа "сахи / сахалары", "сахский / сахаларский народ / автономный округ" и прочее выходит как-то некузяво. "Республика Саха" - это еще ничего.

Народы Сибири кажутся похожими только сильно издали, из-за МКАДа Урала. Они и языково очень разнообразны, и в быту. Но, пожалуй, разделить их на тех, кто скотоводы, и тех, кто вольные охотники, все же следует. Гранница, конечно, расплывчатая. Скотоводы-якуты занимаются охотой и рыболовством, а у эвенов-ламутов есть весьма домашние олени. Причем нужны они не только для перевозки икон при откочевке, но, например, под седло для верховой езды на той же охоте. Но все же ненцы и якуты больше скотоводы, а ханты, манси, кеты, эвенки и эвены - традиционно охотники.

Скотоводство якутов не менее интересно, чем ненцев. Если скотоводы-самоеды/дийцы живут целиком и полностью за счет разведения северных оленей, то якуты (оленями, впрочем, не пренебрегавшие) вывели свои собственные - и уникальные - морозоустойчивые породы животных.

Песню о якутской корове следует, наверное, начать с того, что она абориген Сибири, то бишь там и выведена, и к европейской корове не имеет никакого отношения. Вплоть до того, что у них предполагают разных предков. Европейские коровы, согласно естествознатцам, произошли от тура. Якутская корова в предках имеет вроде как индусского горбатого зебу. Не знаю, как якуты добыли индусского зебу, но видоизменили они его так, что порода приспособилась к очень резко континентальному климату Восточной Сибири практически идеально. Летом в 40 градусов жары они коровы как коровы, разве что размером поменьше европейских. Зимой же, когда до минус шестидесяти (вспоминаем географию в школе - где находится северный полюс холода?), коровы обрастают густым мехом и чувствуют себя совсем неплохо. Более того, они еще и пастись при минус пятидесяти умудряются, и за счет более длинного, чем у европейских коров, пищеварительного тракта неплохо переваривают корм, на котором европейская корова бы протянула ноги. Вон в декабре 2011 года три чистокровных якутских коровы не только выжили несколько недель без людей на сорокоградусном морозе, но еще и умудрились вернуться домой, как собаки.

В 1930-е годы якутское скотоводство решили усовершенствовать и начали скрещивать якутскую корову с европейской. Вероятно, практический смысл в этом был. Но поскольку на самых сложных по климату якутских территориях оригинальная якутская корова сохранилась и процветает, следует заключить, что списывать ее со счетов рано.

Якутская лошадь выводилась по тому же принципу, что якутская корова: меньше, крепче, толще, выносливее европейской. Круто, конечно, что они живут на открытом воздухе круглый год при диапазоне температур в 100 градусов и пищу ищут даже на якутских морозах самостоятельно. Лошадей традиционно используют как верховых, в т.ч. на охоте, и на мясо-молоко. Из молока делают всем известный кумыс, а мясо - естественно мраморное, за счет прослоек жира в межмышечных промежутках, то бишь чрезвычайно жирное и питательное. Что на якутских холодах очень важно и для якутов, и для самих якутских лошадей.

Наконец, существует якутская лайка, "употребляемая как для езды и перевозки тяжестей, так и для охоты". Я с интересом узнала из википедии, что "в Сибири 17-го века реки разделялись на собачьи и оленные. На реках, богатых рыбой, можно было легко заготовить вяленую рыбу для собак, это реки собачьи — Яна, Индигирка, Анадырь, Омолон, Большой Анюй, Малый Анюй, Колыма, Алазея и.т.д. Там же, где рыбы не имелось, или её было мало, передвигаться на собаках было трудно. Там для транспорта использовались наряду с собаками и северный олень, это реки оленные".

В общем, селекционерами якуты были знатными.

Напоследок замечу, что с русскими литераторами им повезло заметно больше, нежели ненцам, ибо о них отозвался Чернышевский, бывший, на мой взгляд, куда более в теме, нежели Чаадаев. Если тот о самоедах в лучшем случае читал, то этот прожил в Вилюйской ссылке не один год и знал, о чем говорил: "«Люди и добрые и не глупые, даже, может быть, даровитее европейцев…». А также: «И вообще люди здесь добрые, почти все честные: некоторые при всей своей тёмной дикости положительно благородные люди».


2. Якуты и костюм.

"Теперь старинного платья и сшить не умеют, и названия его не знают... Теперь все по-русски, - говорят единогласно якутские любители старины. - Теперь пошли ситцы, дабы [китайская х/б ткань], шелка, сукна да бейбереты (плис), а старинное якутское платье было: тарбаган, лисица, соболь, рысь, бобер... а еще раньше - кобылья и коровья шкура..." (Намский улус, 1890-91)" (В.Л.Серошевский. Якуты).

Положим, все обстоит не настолько плохо, но правда в сетованиях конца XIX в. есть. Праздничная одежда, в которой изображен фарфоровый якут, действительно скроена по образцу, перенятому у русских военных и путешественников. Зажиточные якуты (а здесь явно такой) носили пальто с асимметричной застежкой. Рукав пальто имел сборки по окату и назывался "буук" - то есть формы "буф". Якуты заимствовали его из русской городской одежды, равно как и отложные воротники. Что до декоративного оформления, то воротник и манжеты делали бархатные (на оригинальном костюме из РЭМ, кажется, именно бархат). Пальто украшали яркие вставки из сукна, шелка, по борту - бисерная вышивка, металлические украшения, полоска дорогого меха.

Каменский вложил в руки якута, заложенные за спину, шапку - кажется, тунгусскую чепчикообразную, обычно сшитую из оленьего меха и украшенную вышивкой (см. пост про эвенов). Такие шапки якуты, несомненно, носили. Но в состав костюма, который послужил Каменскому оригиналом, входит не тунгусский чепчик а широкополая плоская шляпа, "несомненно подражающая русским соломенным, но сплетенная целиком из конского волоса".

Что до обуви, то летние сапоги якуты изготавливали из мягкой кожи с мягкой же подошвой; верхняя часть голенища покрыта сукном. В сапоги клалась подстилка из сухой травы. Будучи людьми аккуратными, якуты меняли ее каждый раз, когда переобувались.



3. Якутки и костюм.

Но все это так, затравка, а настоящий якутский костюм действительно начинается там, где парадная зимняя женская одежда. Фарфоровая зажиточная якутка одета в нарядное пальто, именуемое "бууктаах сон". Про буфы помним (и действительно, у фарфоровой якутки рукава по окату собраны в складки, что особенно видно со спины), а "сон" означает в точном переводе "толстый". Якут, надевший сон, действительно худым казаться не мог - сон сшит с расширением от плеч к поясу и далее ниже пояса еще добавочные расширяющие вставки. Якутка смотрится, конечно, пирамидкой, но очень изящной, нарядной и величественной.

Данный бууктаах сон - зимний, поэтому представляет собою в общем шубу. Отделка делалась из чего-нибудь дорогого, например, в оригинальном костюме, с которого лепил Каменский, из китайского шелка. Меха, как у ненцев, использовались редкие и разные - например, края борта, подол, рукава и разрезы выполнялись из рыси или бобра. На спинке - фигурный орнаментальный элемент (не без магического значения, конечно). По линиям швов, на груди и спине с антизлобнодуховыми целями (ну и как декор, конечно) нашивали металлические пластины и подвески (аналогично, плюс шорох-звяк-звон).

В комплект парадной женской одежды обязательно входило нагрудное украшение из серебра. Нагрудники якуток состоят из ряда параллельных, скрепленных между собой узорных цепочек, свисающих с шейного полукольца. Носили также серебряные висячие серьги, узорные браслеты, перстни и т.п., а также серебряные нагрудные кресты на ажурных массивных цепочках. Все эти украшения изготавливались, причем с большим искусством и вкусом, якутскими кузнецами и литейщиками.

Что до головных уборов, то старинные меховые шапки по форме башлыкообразные с острым верхом, по сторонам удлиненные по типу наушников, с оторочкой из меха, беличьего или какого-нибудь еще. Такие шапки (по форме напоминающие головные уборы казахов) носили, кстати, и якуты, и якутки.

Шапка оригинального костюма из РЭМ - более нарядная, праздничная и чисто якутская. На макушке высокий суконный верх, плоский спереди и сзади. На сукно нашивались различные украшения, главным из которых был серебряный чеканный круг. На шапке, изображенной Каменским, его видно особенно четко.




4. Фарфоровая статуэтка "Якут" из собрания Российского Этнографического музея.




Бархатный воротник и шляпа из конского волоса.





Тунгусская шапочка в руках






5. Фарфоровая статуэтка "Якутка" из собрания Российского Этнографического музея.

Но сначала загадка (не серьезная, для тренировка наблюдательности - и подготовки к правильному восхищению работой ИФЗ вообще и Каменского в частности). С какой стороны фарфор, с какой мех? (Приношу сердешную мегаблагодарность c_a_r_i_e за неоценимую помощь в организации фотожабы, она же загадка, ибо безрукая я есмь.)











Ну и, наконец, вдвоем они выглядят так:



Продолжение в следующей серии.
Tags: Этнографический музей, фарфор
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments