Анна (anna_y) wrote,
Анна
anna_y

Народы России в фарфоре, Этнографический музей (15-16). Алеут и алеутка. Из собрания РЭМ

1. Алеуты и дефиниции.

По счастью (или наоборот, это с какой стороны смотреть), монографии по алеутам типа той, которую Иохельсон написал про коряков, или Богораз - о чукчах и т.п., мне не попалось, полагаться же на википедию после тамошних перлов в стиле "сделайте меня это забыть" (самый крутой, позволю себе напомнить, что умерших алеуты сначала бальзамировали, потом съедали, а из костей делали костры) как-то не хочется.

Поэтому я очень кратенько. Тем более что алеуты теперь уже практически не наши, а вовсе американские подданные. Кстати, во времена изготовления фарфоровых народов России Аляска уже была благополучно продана. Не знаю, усматривать ли в выборе алеутов в качестве моделей те самые геополитические соображения. Может, и они. А может, просто костюмы уж очень крутые (см.ниже).

Но по порядку.

Алеуты - народ древний и палеоазиатским не называется исключительно потому, что в Азии алеуты не жили. Хотя родственных эскимосов палеоазиатами вполне можно назвать, потому что они, кроме Америки, строили по сю сторону Берингова пролива правильно палеоазиатские полуземлянки из китовых челюстей. Алеутам же приходится довольствоваться званием аборигенов Алеутских островов, а также немножко Аляски. В исторический период они попали в Азию, когда на Дальний Восток приплыли русские и решили заселить алеутами Командорские острова. Сказано - заселено. Так и вышло, что алеуты до сих пор проживают в Алеутском районе Камчатского края, самом маленьком по численности населения муниципальном районе России, в котором к тому же всего один населенный пункт - с позволения сказать, столица этого самого района. Всего алеутов там меньше 500 человек, а тех, кто еще говорит по-алеутски, меньше 50.

Что до терминов, то слово "алеут" русские откуда-то взяли. Возможно, из чукотского "алиут" - островитяне. Сами алеуты именуют себя унанган. Под компанию политкорректности они тем не менее почему-то не попали - возможно, из-за эльфийского благозвучия русского термина.

Алеуты понадобились Российско-Американской компании на необитаемых Командорских островах потому, что никто кроме них не сумел бы там не просто выжить, а еще и вести хозяйство, а также платить ясак. (Это, правда, продолжалось не очень долго, с 1821 г. алеуты были признаны гражданами Российской империи.) Там, где нельзя ничего вырастить, а также никого вырастить, да и собрать, кроме птичьих яиц, особо нечего, выжить можно, но только если грамотно охотиться на тех, кто в море. Алеуты - не просто грамотные, но прекрасные морские охотники, достигшие гениальности в момент, когда родилась кожаная байдарка.

Каркас байдарки составлял деревянный остов, достаточно гибкий, так как деревянные части скреплялись между собой с помощью китового уса. Под ударами волн он гнулся, но не ломался. Далее каркас обтягивали сивучьей и/или нерпичьей водонепроницаемой кожей, причем обтягивали его весь. Оставалось только одно круглое отверстие - для охотника, который садился в лодку, имея на себе специальный широкий пояс из сивучьих кишок, именуемый цуки. Нижний край пояса с помощью шнурка из китового уса затягивался вокруг отверстия люка, а верхний край стягивал туловище седока выше пояса. Все. Теперь алеут представлял собой как бы единое целое с байдаркой. Если она опрокидывалась (что, разумеется, случалось неоднократно), охотник отработанным движением тренированного тела возвращал ее в правильное положение (естественно, с собой любимым). Хотя лучше бы она, конечно, не опрокидывалась, и на этот случай к ней привязывались надутые нерпичьи шкуры или сивучьи желудки, типа поплавки. Но это на охоте, а вообще это был алеутский любимый вид спорта - умение играть с морем меж сильнейших бурунов, в яростном прибое или в коварных водоворотах местных проливов. В общем, лихие были люди, и не зря их называли морскими казаками.

Конечно, могло случиться, что разрывалась кожаная оболочка байдарки - или ее разрывал морской зверь типа моржа. Но трус на охоту в море не ходит.

Сивучей, моржей и нерп алеуты предпочитали брать на берегу, а вот на котиков и китов охотились, конечно, в море. Охота на кита в одиночку в кожаной байдарке - это настолько сильно, что я приведу подробности. "Увидев в море кита, охотник в байдарке осторожно приближался к нему сзади как можно ближе, бросал копье, наконечник которого был смазан растительным ядом — аконитом, - и быстро отплывал прочь. Раненый кит через два-три дня умирал, и тело его выбрасывало на ближайший берег. Охота на гиганта моря требовала большой смелости, ловкости и умения. Охотники на китов были самыми почетными людьми в селении". Ну еще бы.

С появлением ружей алеутам стало несколько легче охотиться, но кто стреляет, тот не может грести. Поэтому алеуты приспособили для охоты двухлюковую байдарку, которая вообще-то давно у них существовала - мало ли, старика перевезти надо, женщину, ребенка или не очень большой груз. Так что охотник стрелял, а греблей в северном море, легким, ненапряжным занятием, занимался второй седок - мальчик или старик.




2. Алеуты и костюм.

В северном море не только мокро, но и холодно. Поэтому алеуты придумали парку. Что такое парка, знают, наверное, все, потому что иностранерская парка - это наша аляска для летчиков и полярников. Алеутская парка, правда, длиннее современной спортивной модификации, к тому же глухая без разреза спереди. Шили ее из меха морского котика или калана, либо из птичьих шкурок, украшали вышитыми полосами и бахромой. Рукава парки были, скажем так, неширокими, воротник - стоячим.

Но парка в море не могла не промокнуть. Посему для промысла следовало сочинить нечто такое, что не подвело бы даже в момент опрокидывания лодки.

И алеуты не подвели. Они придумали камлейку. Это была глухая (опять-таки без разреза) и длинная (до торбасов) одежда из кишок морских животных с глухим закрытым воротом и капюшоном. Края капюшона и рукавов затягивали шнурками, чтобы морская вода не попала. Ветровку все знают, да? Вот она оттуда.

Теперь понятно, почему лихие морские казаки обожали играть с бурным морем - они были почти непотопляемы, практически непромокаемы и в общем незамерзаемы. Ну, по большей части.

Украшения одежды у мужчин и женщин были очень похожи, но существовали чисто мужские промысловые головные уборы - деревянные шляпы конической формы (у ВИПов) или деревянные же ээээ я бы сказала не кепки, а козырьки на резинке (у простых охотников). Делали их из цельного куска дерева - выдалбливали, распаривали, правили по форме конкретной головы. Затем начиналась дизайнерская работа. "С боков и сзади украшали резными пластинками из моржового клыка, гравированными геометрическим орнаментом, в который втирали краску. На вершину задней пластинки, служившей одновременно и верхушкой шляпы, крепили костяную фигурку птицы или зверя. В боковые отверстия пластинки вставляли 50-сантиметровые сивучьи усы, количество которых зависело от охотничьего достоинства владельца". Шляпокепкокозырьки надевались на охоту сверху на капюшон камлейки.

На экскурсии в Кунсткамере, помнится, я однажды слышала, что русская коллекция алеутских промысловых костюмов и деревянных уборов - предмет адского зубоскрежетания и самой черной зависти американских этнографов. Тем более что сохранность предметов изумительно хорошая. Правда, реальные костюмы заметно желтее, чем те, что выполнил Каменский в фарфоре. Но, может, оно так и было, не знаю, судить не берусь.

Что до промысловых костюмов-оригиналов, то они, во-первых, происходят из двух собраний: женский костюм принадлежит РЭМ, а мужской костюм, включая кепкошляпу, Кунсткамере. И во-вторых, это праздничные промысловые костюмы-оригиналы. В байдарке на кита в такой красе все-таки не ходили.

В общем, видя байдарку, надевая ветровку и выбирая парку, она же аляска, не забывайте, кому человечество обязано данными изобретениями. Я бы еще отметила, что праздничный головной убор алеутки подозрительно напоминает шапочку для душа. Но, возможно, это все-таки совпадение, и ее придумали все-таки не алеуты. Хотя кто их, гениев, знает.




3. Алеутка, костюм и фарфор.













4. Алеут, костюм и фарфор.













5. Ну и вместе.


Tags: Этнографический музей, фарфор
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments