Анна (anna_y) wrote,
Анна
anna_y

Еще о "Сильвии"

Я так понимаю, балет, как любое другое произведение искусства, в диапазоне от книги до шоу, должен иметь три составляющих. Во-первых, конечно, сам текст, составленный на высоком уровне профессионализма, то есть в данном случае танец. Во-вторых, текст должен быть упакован так, чтобы, так сказать, разворачивать его было вкусно и неослабевающе интересно. И, наконец, должно существовать в-третьих, то, что гексель моей жизни именует затекстом. Не то, что послевкусие, а то, что остается потом. Как повлияло, как изменило, на что открыло глаза, где нажало на скрытые пружины души, в общем, в чем вплелось в гобелен жизни.

Что до танца, то в "Сильвии", пожалуй, все путем. Понятно, что хореография по определению солянка сборная и вообще эклектична. Второй акт - такой детски-наивно-корсарный второй акт, что совершенно обезоруживает и вызывает много улыбок. Что, видимо, и входило в задачу постановщика. На козочке и козлике становится ясным, что "Спящую" Аштон тоже нежно любит. И так далее. В плане глобальном "Сильвия" из всей классики больше всего, пожалуй, напоминает "Раймонду". Потому что набор-то очень традиционный. Один Колоритный Злодей с группой восточно-рабской поддержки, безответно влюбленный в героиню. Один Благородный Премьер с не слишком большим количеством танцевального текста и полной неспособностью справиться со сценическими коллизиями без помощи какой-нибудь потусторонней силы - не Белой Дамы, так беломраморного Эроса. И, конечно, Одна Прима, Которая Почти Все Время На Сцене И От Которой Все Зависит. Ибо "Раймонда" будет такая, как прима-Раймонда - и "Сильвия", в общем, аналогично такая же, как прима-Сильвия. Тот случай, когда все замкнуто на Балерину и танец Ея. А если вышедшая Раймонда/Сильвия по каким-то причинам не Балерина, то спектакль ничто не спасет.

Однако Аштон, видимо, решил пойти дальше Петипа, отяготив роль Балерины уж совсем как-то запредельно. Такое впечатление, что он заставил приму танцевать не только Раймонду, но еще и все пять дополнительных женских вариаций. От чего одного могут поехать крыша и ноги. Но Аштон к тому же еще и Григоровича мне вдруг сильно напомнил. У того, как широко известно, если забыл текст, прыгай. И я, наивная, до сих пор думала, что Григорович к танцовщикам суров. Ха. Английский Аштон оставил русского коллегу далеко за флагом. Ибо у него, если прима забыла текст, ей тоже следует немедленно прыгать. Но, во-первых, на одной ноге. Во-вторых, в такт музыке и дооолго. А в третьих, в арабеске на пуанте. И всю дорогу причем, как видели те, кто видел. Терешкина, человек кроткий, терпеливый, а также истинный локомотив, и та робко пожаловалась, что тяжеловато несколько.

Насчет упаковки все путем, насколько оно может быть. Потому что декорации, костюмы и реквизит, вплоть до барашков и тележек с дарами садов, насколько я понимаю, сделаны Так, Как Хотел Аштон, шаг в сторону считается за побег и карается расстрелом. Честно говоря, архаичность оформления очень чувствуется, и, я так полагаю, дай нашим волю, они бы сделали куда лучше. Но раз нельзя, что уж. Шклярову не идет вишневый бархат, а Терешкиной - золотая бахрома на розовом фоне, и они в третьем акте слегка напоминают викторианский интерьер. Но костюмы не они выбирали, а что было в их силах, то сделано на совесть. Ну вот так счел нужным упаковать интерьер и сюжет Аштон. Все-таки в чем-то Лондон глубоко провинциальный город. Не будем о том, что наши стилизации, типа вихаревских Флоры и Спящей, куда стильнее будут, нам и положено свое уметь воскресить лучше, чем кому-то еще. Но вообще-то, между нами, игра в старую добрую Англию в бессмертном сериале про Холмса и Ватсона в исполнении Ливанова и Соломина смотрится много лучше, чем игра Аштона в имперский петербургский петиповский балет.

Что до затекста, то я вообще не поняла, в чем он состоял. "Коппелия" того же Делиба, сколько помню, имела неслабую ироническую подоплеку и очень неплохо пародировала рррромантический балет. Что там было в петербургской "Сильвии", сказать сложно. Ноймайер в своей постановке вытащил наружу много интересного, в духе "Парка", о женщинах, любви, памяти, времени и себе, но то ж Ноймайер, к тому же стилизацией себя не связывавший. А тут получилось что-то типа сергеевской "Золушки", только без мачехи с дочками и без Прокофьева. Добро в очередной раз победило разум зло. Все очень нарядно. Зрителя все время занимают. Я вот провела время отлично и расслабилась настолько, что в пятницу весьма талантливые мастера играть на нервах, целых четверо, так и не смогли вывести меня из себя. Не знаю, правда, стоит ли мое душевное спокойствие того, чтобы Мариинка так парилась. Петипа там есть, Григорович тоже, а если хочется танца ради танца, пожалуйста, вперед на Баланчина, затексты которого при некотором желании или ненасмотренности можно и не заметить. С другой стороны, отличное шоу для того, чтобы успокоить нервы и впасть в ровное, доброе настроение. Вполне возможно, Аштон для того и ставил - с учетом настроений своей английской аудитории.

Может, и наша публика научится ловить кайф. Хотя сериал про Ливанова и Соломина - он, пожалуй, русской душе все как-то ближе.
Tags: балет
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments