Анна (anna_y) wrote,
Анна
anna_y

Медленный вальс из "Пахиты"

Кто как, а я вариации обычно делю на те, которые маятником и которые треугольничком, потому что по темпам. Если на два или четыре счета - это тик-так *ну или ать-два, левой, у кого какие ассоциации*, движение поступательно-возвратное. А если на три (для простоты можно сказать, что вальс, хотя не только вальс на три четверти, но не будем занудствовать), то движение по углам треугольника, по кругу, по спирали, опять-таки кто как хочет, но в общем вращательное.

Есть, конечно, в музыке вообще и балете в частности исключения из данного правила, хотя бы вариация Сапфира из "Спящей", написанная Чайковским по плану Петипа на счет пять. Но, во-первых, в спектакле Петипа, в отличие от партитуры Чайковского, такой вариации нет (кто видел, тот знает). А во-вторых, все эти музыкальные движения по пяти, семи и даже одиннадцати (знаменитый хор из "Снегурочки" "Свет и сила, бог Ярила", который следует дирижировать на бессмертную фразу "Римский-Корсаков совсем с ума сошел", составленную, по легенде, самим Р.-К.) углам - всего лишь, в общем, частный случай метания в многоугольнике. И вообще, много на какую музыку можно танцевать, причем хорошо, что не делает оную музыку танцевальной.

Между тем танец на "тик-так" и на "раз-два-три" - это очень разный танец, всякий, кто хоть немножко танцевал, это знает.

Так вот, в общепринятом мариинском наборе вариаций из "Пахиты" маятников и треугольников ровно пополам. Чижик, Максим и Павильон Армиды - на два/четыре счета, Трильби, Наяда-и-рыбак и Царь Кандавл - на три. Пять исполняют приглашенные звезды, одну - героиня вечера, она же вроде как Пахита на своей свадьбе.

Наядовую вариацию, правда, в последнее время стали частенько из дивертисмента исключать. То ли потому, что она прижилась в репертуаре солисток в ДК, то ли еще почему. Два других вальса, энергичный из Трильби и блаженно-неспешный из Царя Кандавла, напротив, почти всегда востребованы. Другое различие между ними в том, что примы-Пахиты наядовую вариацию если и выбирали для своего вечера, то такие случаи мне не известны. А Трильби и Царь Кандавл, равно как Максим из маятниковой группы, - это как раз тот набор, который используют для себя хозяйки балетного дивертисмента.

Сейчас, правда, вальс из Царя Кандавла ни одна главная звезда вечера не танцует. Но раньше непревзойденная исполнительница была. Причем танцевала эту вариацию и в рамках чужой "Пахиты", и в "Пахите" своей. Еще одна вершина имперского стиля - на сей раз без малейшей бравурности, все как бы легко, как бы просто, а также фантастически изящно, женственно и музыкально. Адская штука, между нами, ничуть не легче победительной Трильби. Уж не знаю, правда или нет, но говорят, что именно это была вариация той самой Павловой, которая Анна и едва ли не символ русского балета.


Любовь Кунакова, 1984.




Любовь Кунакова, 1986.




Любовь Кунакова, 1991.




Те, кто не Кунакова, и есть не Кунакова. Хотя и у них есть свои сильные стороны, а иногда и море обаяния, которое тут крайне необходимо.


Елена Панкова, 1989.




Дарья Павленко, 2003.




Екатерина Кондаурова, 2005.




Екатерина Кондаурова, 2009.




Среди 11 вариаций большетеатринской "Пахиты" царькандавловая тоже есть.


Екатерина Шипулина, 2008. Между прочим, тот нечастый случай, когда имперский стиль в Москве - вполне стиль и почти имперский.

Tags: балет
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments