Анна (anna_y) wrote,
Анна
anna_y

Пахита, Чижик, она же Дон Кихот, Амур.

Все вариации "Пахиты" по-своему особенные, но ни одна, кроме Чижика, не входит в канонический хореографический текст другого балета. Есть в "Дон Кихоте" в той картине, где зачарованный лес, много красивых девушек в красивых пачках в красивой хореографии и вообще грезы заглавного персонажа, три женских вариации. Петипа такие тройки вообще-то любил. Три одалиски из "Корсара", три тени из "Баядерки". В "Дон Кихоте" тоже тройка, хотя персонажи имеют имена, а не только социально-метафизическое положение. В тройке вариаций Китри-Дульсинее предшествуют Повелительница Дриад и Амур-Купидон.

Тут, видимо, следует подчеркнуть, во-первых, что тройки вариаций - это всегда чистый жемчуг от Петипа. И Чижик-Амур тоже, причем жемчужина не из последних. А во-вторых, Чижик, равно как соло из "Наяды и рыбака", - яркий пример того, как одна и та же вариация в разном контексте смотрится по-разному. В случае Чижика это даже более показательно. Наядовая вариация, она что, она, строго говоря, подружкин танец. Конечно, между тем, что исполняет подружка дочки испанского трактирщика на свадьбе последней, и тем, как танцует прима-балерина в гран па, где солирует другая прима-балерина, отличий много. Однако в случае примы с Чижиком из Пахиты и Амурчика из сна Дон Кихота их не меньше. Плюс есть еще одно, очень важное и, я бы сказала, не без изысканного эротизма: Амур - это травести. Посему когда Амур, как в Мариинке, по внешнему виду (костюм, парик) отличается от безусловных девушек, типа Дриады и Дульсинеи, оно очень хорошо. А когда, как в некоторых других театрах, не отличается, это много говорит о некоем хореографе, золотому унитазу в квартире которого уже потом не удивляешься.

Что до выигрышно-блескучих мест, то рекомендую, кроме равновесий и прыжочков, обратить внимание на диагональ в середине вариации. Случаются изумительные мастерицы украсить этот проход слева направо и снизу вверх, то бишь вглубь сцены. А уж если из последнего вращения балерина вышла, подчеркнув упоительно красивый, в духе французского менуэта, что ли, изгиб корпуса и кокетливо выставленную ножку, ей особенный зачет.




Светлана Ефремова, Чижик, 1984.



Тамара Мирзоян, Чижик, 1986.




Вероника Иванова, Чижик, 1989.




Лариса Лежнина, Чижик, 1991.




Елена Шешина, 2003, Чижик.




Евгения Образцова, 2006, Амур.




Валерия Мартынюк, Амур.




Валерия Мартынюк, 2007, Чижик.




Валерия Мартынюк, 2009, Чижик.




Светлана Иванова, 2012, Чижик.




Светлана Иванова, 2013, Амур.




А еще в своей амурно-травестийной ипостаси это очень хорошая вариация для совсем чижиков, эээ, простите, деток, тех, кто даже из Вагановки еще не выпущен, но уже в техникой в ладах.


Ксения Жиганшина, 2012, Амур.




Рената Шакирова, 2013, Амур.



Ну и те варианты, что не мариинские.


Нина Капцова, Амур, Большой.




Monique Loudieres, Чижик, 1988, Париж.




Mélanie Hurel, Амур, Париж.




Алина Кожокару, Ковент-Гарден, Амур.



С "Пахитой" все.

Да, а почему Чижик - а вы послушайте. Вполне себе.
Tags: балет
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments