Анна (anna_y) wrote,
Анна
anna_y

Эрмитаж, ВЫСТАВКА КОСТЮМА (4). Петр III и Екатерина II, или Костюм как оружие

В принципе у нас знают историю с плохим концом, как Петр III не удержался на троне, а Екатерина II, напротив, трон заняла и удержала надолго. А вот какую роль сыграл в этой истории костюм, мало кто понимает. То есть много народу, во всяком случае, питерские, видели знаменитый портрет Екатерины на ее любимом жеребце Бриллианте, царица там молода, хороша, сияет, на потоке, в мундире, а Бриллиант так вообще сверхновая звезда. (Кто не видел, ищите в гугле Эриксен Конный портрет Екатерины II.) Я думаю, нормальные люди даже сумеют удовлетворительно ответить на вопрос, зачем Екатерине вообще понадобился в данной ситуации мундир. Но практически всегда пропускают момент - какой именно мундир Екатерине понадобился.

А было так. Про гвардию у нас тоже традиционно знают, и что гвардейскими стали петровские потешные полки - Преображенский и Семеновский (изначально по мужицкому контингенту, набранному из соответствующих деревень). Менее известно, что "в 1720 году были изданы новые армейские Штаты и появился новый мундирный регламент, установивший расцветку предметов обмундирования по родам войск. В соответствии с ним офицеры обоих гвардейских полков получили одинаковые темно-зеленые мундиры, обшитые золотым галуном по борту, воротнику, обшлагам и карманным клапанам".

Как выглядел мундир в царствование Елизаветы, то есть непосредственно перед кратким воцарением Петра III, можно посмотреть на выставке - там в витрине "Форма офицерская Лейб-Гвардии Семеновского полка, принадлежала императору Петру III. Россия, 1741-61". Я, правда, не думаю, что уж прямо так 1741 - Петр Федорович должен был сначала приехать из Голштинии, потом малость подрасти и заматереть, а там уж на него сшили данный мундир. Но в общем не суть. Красивый традиционный мундир, доказывающий, что у Петра I (ну мы же не думаем, что мундирный регламент без его ведома писали?) был все-таки вкус, причем строгий и, как бы это сказать, мужской. Хорошее сукно, грамотный четкий контраст с галуном, все качественное и никаких женоподобных заморочек.



Но вот какое дело. Придя к власти, Петр III, бурный фоннат Фридриха Великого с младых ногтей, "принялся приводить русскую армию в соответствие со своими идеалами. Одним из его нововведений стала реформа обмундирования, начатая в 1762 г., но ее откровенно прусская ориентация после Семилетней войны, покрывшей славой русское оружие, превратила новые мундиры чуть ли не в символ национального позора". Мы, значит, сначала их Берлин взяли, а теперь нас в их одежду переодевают? Непорядок, как ни кинь.

Екатерина, в отличие от своего мужа, понимала силу правильного имиджа. Вообще умных, грамотных имиджмейкеров среди Романовых было, на мой взгляд, только трое, да и то первый из них, он же Петр № 1, создал себе совершенно гениальный имидж вне России, но внутри нее особо не напрягался. Екатерина его ошибок не повторила и всю жизнь совершенно сознательно и, как правильно, крайне удачно пиарила себя и за границами, и внутри границ Российской империи. Не будем удивляться тому, что с точки зрения имиджа само взятие ею власти было построено замечательно. "Отправляясь в поход против своего мужа, Екатерина специально облачилась в офицерский гвардейский мундир старого петровского образца, что произвело на ее сподвижников должное впечатление". Не меньшее впечатление, кстати, произвело то, что Екатерина торжественно возложила на себя голубую "ленту первого в государстве ордена" (Андрея Первозванного, само собою), "который сложил с себя муж ее, чтобы вместо него носить всегда прусский".

Вот так. Хорошо, когда правитель - профессионал и понимает, что дьявол кроется в мелочах, а одежда правителя не только служит нарядом, но еще и имеет знаковое содержание.

Тот самый мундир, одолженный Екатериной у "молодого офицера такого же роста", не сохранился, но на выставке представлены два других мундира Екатерины, довольно неожиданных на самом деле. Ибо они представляют собой т.н. мундирные платья. Или, если хотите, мундирные костюмы. Потому что они вроде как и платья, но одновременно самые настоящие мундиры - все в соответствии с тем самым мундирным регламентом, который святое и традиция. И тогда получается очень элегантный выход из сложной ситуации: император/императрица шефствует над гвардейскими (армейскими, кстати, тоже) частями и должен/должна в день полкового праздника надеть в знак уважения к полку его форму. У императоров 19 века будут отдельные люди в гардеробе, которые отслеживали, когда день какого полка и в каком мундире когда царь должен показываться. При Екатерине, правда, полков было поменьше, но она, возведенная, между прочим, гвардией на престол, традицию свято соблюдала. Например, "2 декабря, в праздник Семеновского полка, императрица, считавшаяся его командиром, угощала офицеров обычным парадным обедом. На императрице был Семеновский мундир - зеленый, отороченный золотым кружевом и сшитый на фасон амазонки".

Вот он, "Костюм мундирный императрицы Екатерины II по форме Лейб-Гвардии Семеновского полка".





А вот "Костюм мундирный императрицы Екатерины II по форме лейб-Гвардии Конного полка".





Мундирные костюмы Екатерины II сшиты, конечно, не из сукна, а из шелка, но в остальном все по форме. Скроены они частью как мужские (рукава и спинка), частью как женские (все остальное, но мужское на фоне женского очень заметно). Далее, платьев в мундирном костюме два, нижнее и верхнее, и в них причудливо соединяются не только мужское и женское, но и французское и русское. А именно: распашное платье на фижмах очень типично для французской моды, в то время как платье свободной формы с длинными откидными рукавами - это уже явно старинная русская одежда. Екатерина вообще настойчиво вводила в моду элементы русского национального костюма (я же говорю, она была куда более гармоничный и всеохватный имиджмейкер, нежели Петруччо). Русское придворное платье с этого времени устойчиво держится при дворе до самого конца Романовых, а в некоторые царствования (о которых, впрочем, позже) становится даже формой парадной одежды, имеющей свой мундирный регламент.

При этом Екатерина к мужеподобию нисколько не стремилась и была очень женщиной. Когда она была помоложе, ее мундирные костюмы выглядели несколько иначе, потому что именно в них она как следует выглядела. Вот "Костюм мундирный императрицы Екатерины II по форме Лейб-Гвардии Преображенского полка", на выставке не представленный. Это год 1763, Екатерина еще молода и знает, что ей идет.



А теперь посмотрим то, что на выставке, и найдем главное отличие. И оценим разумный вкус Екатерины: это 1770-80-е гг, причем детали помечены точнее - нижнее платье семеновского костюма 1779 г., верхнее платье конногвардейского костюма - 1786 г. Проще говоря, матушка царица за 10-15-20-23 года потихоньку и конкретно набирала вес не только политический, но умела нигде ни разу не выглядеть смешной, а лишь адекватной.

Напоследок обращаю ваше внимание на то, как изменился при Екатерине зеленый преображенско-семеновский цвет. Мужчины до Екатерины типа ее мужа и после Екатерины типа ее потомков предпочитали темно-зеленые цвета. Николай I любил такой темно-зеленый, чтобы почти черный. А Екатерина любила такой зеленый, чтобы он был светлый, легкий и поднимающий настроение. Очень для нее характерно. И наверняка было очень ей к лицу.

Какая женщина, однако.
Tags: Эрмитаж
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments