Анна (anna_y) wrote,
Анна
anna_y

Эрмитаж, ВЫСТАВКА КОСТЮМА (5). Еще Екатерина II и Александр будущий I

О Екатерине говорят, что она была плохой матерью и хорошей бабушкой. Не скажу, что это не так, но, по-моему, к проблеме подходят слегка не с той стороны. Я даже не уверена, что здесь можно что-то противопоставлять - дескать, мать плохая, но зато бабушка что надо. Там были свои трогательные моменты с Павлом, которого вообще-то воспитывать было ой как тяжко; а с внуками бывало так, что Мария Федоровна с ее несколько чугунным морализмом в общем не зря сетовала, дескать, бабка старшеньких развратила. А еще, не забудем, у Екатерины были красивые молодые мальчики, функция которых состояла вовсе не только в том, чтобы удовлетворять императрицу в постели (хотя как же без этого), но и в том, чтобы удовлетворять потребность женщины воспитывать.

Другое дело, что результаты воспитания, что сына, что красивых мальчиков, что внуков, вышли, мягко говоря, неоднозначные. Но это потому, что Екатерина, самореализуясь как женщина во всех областях женской жизни, и в этой тоже, и будучи, кстати, весьма довольна собой, так и не поняла простейшей вещи: дети учатся не тому, что говорят воспитатели, а тому, что воспитатели делают. А в поступках Екатерины даже в личной жизни, где она была вроде как почти не политик, трогательно правильное уютно и свободно сочеталось со стойким элементом добродушной и какой-то естественной аморальности.

Так что воспитуемые у царицы выходили, скажем так, своеобразные. Но энтузиазма Екатерины это не уменьшало. Педагогические ошибки можно было замять, забыть, отодвинуть подале (Гатчина - еще довольно близкий адрес), сохранить хорошее настроение и придумать для очередного воспитуемого что-нибудь замечательное и креативное.

И, знаете, у нее регулярно выходило. Что она писала для внуков сказки, знают многие. А вот кто знает, если по-честному, что она сочиняла для внуков детскую одежду?


Вообще освободить ребенка от пут взрослого костюма было вполне в духе времени. Если вы посмотрите детские портреты 18 века, то увидите, что до века Просвещения своей одежды у детей как таковой не было. Был взрослый костюм маленького размера, и дети на портретах - маленькие взрослые, которым надо быстренько прожить свое никому не нужное детство и превратиться во взрослых настоящих больших. Просвещение эту традицию нарушило, дети обрели свой мир, уважение со стороны взрослых и свой собственный, куда более удобный, костюм. (См. опять-таки портреты).

Но. Любимый внук Екатерины Александр Павлович был не просто ребенок со своим детским миром, но царственный ребенок и, по мысли бабушки, наследник. И положение его, понятное дело, обязывало, причем сильно.

Однако ребенок есть ребенок, и любящая креативная бабушка придумала для него вроде как парадный, но при этом адаптированный именно для ребенка костюм. А именно - "костюм, который не стеснял его движения: камзол и штаны сшиты вместе, а спинка штанов по центральному шву оставалась незашитой. Эта модель представляла собой совершенно новое явление в детской одежде. "Ребенок едва ли замечает, что он одет, ноги и руки свободны", - писала Екатерина своему корреспонденту Гримму в Париж".

Проще говоря, это были первые детские комбинезоны. Под богатой тканью кафтана прятались ленты, которыми на спине связывали штанишки, чтобы они не свалились. Заиграться до такой степени, чтобы камзол отделился от штанов, опять-таки было невозможно. А если вдруг случится, что ребенок (который при всем обязывающем положении всего лишь ребенок) испачкает или порвет одежду, сменить ее тоже можно быстро и безболезненно.

Не могу сказать, сколько первых комбинезонов находится в фондах Эрмитажа. Думаю, что по большей части они не сохранились. На выставке представлены три, все парадные, что и понятно - парадные костюмчики имеют куда больше шансов достичь солидного возраста в 230 лет и при этом очень прилично выглядеть, чем костюмчики повседневные. Все комбинезоны, то есть, простите, костюмы детские парадные великого князя Александра Павловича, сшиты из разных дорогих тканей в 1784 году ко дню его рождения.

На подкладке кафтанов, камзолов и штанов имеются любопытные надписи черной тушью: дата изготовления костюма плюс его порядковый номер. По порядку номеров и начнем.

Костюм № 1 атласный. Россия, С-Петербург(?), 1784. Атлас, канитель, бить, блестки, фольга, металлическая нить. На подкладке кафтана, камзола и штанов надпись черной тушью "1784-го № 1".
















Костюм № 3 бархатный. Россия, С-Петербург(?), 1784. Бархат, глазет, атлас, металлическая нить, канитель, блестки, граненые стекла. На подкладке спинки кафтана надпись черной тушью "1784го № 3 декабря 13".




















И наконец. Костюм № 4 парчовый. Россия, С-Петербург(?), 1784. Золотая парча, атлас. На подкладке кафтана надпись черной тушью "1784го № 4 декабря 14". Не надо думать, что этот костюм выглядел более скромно, чем остальные. Скорее наоборот. Во-первых, здесь сама ткань - золотая парча, то есть ткань, выполненная с применением золотых нитей, а во-вторых, "костюм украшали съемные пуговицы из золота и самоцветов, крепившиеся при надевании, о чем свидетельствуют круглые отверстия на полочках кафтана, камзола и на штанах". Но потом Александр подрос, костюмчик ему стал мал, и Екатерина приказала пуговицы перешить на одно из ее платьев.

Женщина, что вы хотите.



Tags: Эрмитаж
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments