Анна (anna_y) wrote,
Анна
anna_y

Эрмитаж, ВЫСТАВКА КОСТЮМА (8). Александр I: французы, пуговицы и пределы либерализма

"...знаменитые слова... императора Александра I: "Все при мне будет, как при бабушке!" - не в последнюю очередь коснулись штатского и военного костюмов. "Сначала исчезла пудра; вскоре обрезались и косы... Появились вновь круглые шляпы, фраки и т.п.". ...Некоторая изысканная картинность движений, картинное отставление правой ноги и держание шляпы так, что всегда между двумя раздвинутыми пальцами приходилась пуговица от галуна, были для императора усвоенной манерой держать себя так, как, по его мнению, подобает особе его звания. Закаленный с первых месяцев своего рождения благодаря английской системе воспитания... легко переносил холод и непогоду, предпочитая открытые экипажи и сани. Приучив себя с молодых лет переносить непостоянство стихий, он всегда был верхом в одном мундире, лучше всех одет".

Гулял Александр ежедневно, в любую погоду в одном сюртуке и треугольной шляпе, которая ни ушей, ни даже затылка не защищала от разнообразных приятностей питерского климата. И ничего так, вполне. А вот когда Николай позволил себе принять парад зимой без шинели, это кончилось сменой императора и вообще-то смахивает на пассивное самоубийство ввиду явного проигрыша Крымской войны.

С другой стороны, мундиры александровской эпохи имеют в себе что-то такое, что до сих пор неизменно трогает сердца. "Гусарская баллада", "Звезда пленительного счастья" и прочий мощный кинематографический пласт "про декабристов" и "про войну 1812 года" не был бы столь удачен и романтичен, не будь там прекрасных александровских мундиров.


На Выставке таких мундиров пять, три принадлежали Александру, один - Николаю и еще один не совсем понятно, кому. С него и начнем. Это т.н. общегенеральский мундир весьма известного вида из серии "про декабристов". Введен он был, кажется, в 1814 г. и предназначался генералам, "которые числились по армии или же находились в строю и командовали более чем одним полком". Отличительной особенностью мундира являлось золотое шитье в виде дубовых листьев на воротнике, обшлагах и клапанах фалд" (сукно, стамед, шелк, медь, металлическая нить, блестки; шитье, золочение. Россия, 1814-1829; до 1922 г. находился в Арсенале Аничкова дворца, так что, похоже, из гардероба тогдашних Романовых).

На снимке он слева.



Справа же - номер два, т.н. "Мундир генеральский Польских войск, принадлежал императору Александру I". Кратенько напомню, что в тогдашние времена не только Прибалтика, Белоруссия и та страна, которая щас Ну Ничего Общего С Россией Исторически Не Имеет И Никогда Не Имела, но и значительная часть Польши принадлежала Российской империи. Грубо говоря, Варшава была наша. Не менее грубо говоря, включение в состав России исконно польских земель вместе с Варшавой было большой ошибкой русских верхов и в частности Александра. Екатерину много ругают за раздел Польши, но она-то как раз всячески подчеркивала в свое время, что Россия у Польши отрезала только те земли, которые исторически были русскими. Впрочем, ошибки потомков аукнулись несколько позже, а в период, которым датируется данный мундир (1817-1825 гг.), все еще было более-менее. "Войска Царства Польского сохранили обмундирование и кокарду национальных цветов. Со времен короля Станислава-Августа Понятовского польские генералы носили синие мундиры с малиновым прибором, украшенные серебряным шитьем зигзагообразной формы, заимствованные с французских генеральских мундиров середины 18 в. Александр I, будучи королем Польским, при всех церемониях, связанных с этим титулом, носил польский генеральский мундир" (сукно, шелк, картон, парча, фетр, металлическая нить, канитель, металл; шитье, штамповка, плетение).

Не надо думать, однако, что только поляки грешили франкоманией. Есть все-таки что-то особенное в этих французских платьях, мундирах, шляпках, туфельках, зонтиках и прочих поношенных тряпках (c). Я бы сказала, что французы в одежде проявляют не просто вкус, а истинный профессионализм. И поскольку я питаю к профессионалам ничуть не меньшую симпатию, чем булгаковская Маргарита, скажу честно, что ничего плохого в модных заимствованиях у французов не вижу. В отличие заимствований костюма у, допустим, тех же пруссаков. Уж если заниматься плагиатом, так хоть у тех, кто дело знает.

Номер 3 - "Мундир генеральский императора Александра I" - экспонат особенный. Если остальные мундиры сшиты в России, этот "изготовлен французскими мастерами во время пребывания Александра I в Париже в 1814 или 1815 г.". От русских мундиров он (не в лучшую, между прочим, сторону) отличается тем, что в нем нет карманов (а вот пока не скажу, где эти карманы были, угадайте сами, куда офицеры прятали ерунду типа любовных записок и важные вещи типа портсигаров). Кроме того, "золотое шитье на нем расположено не только на воротнике и обшлагах, но также по борту и фалдам. Расположение шитья напоминает вицмундиры наполеоновских генералов времен Империи". Между прочим, мундир "не являлся экспериментальным образцом, а был в личном употреблении императора" (сукно, шелк, х/б ткань, металлическая нить, блестки, медь; золотое шитье, золочение).





Что до номера четыре, который справа от номера три, то это - "мундир офицерский Лейб-Гвардии Семеновского полка, принадлежал императору Александру I" (Россия, 1817, сукно, шелк, х/б ткань, металлическая нить, блестки, медь; шитье, штамповка, золочение). Замечателен он тем, что сшит в том году, на который "в обмундировании российской Гвардии пришелся пик "франкомании"... когда вся гвардейская пехота была переодета почти в полном соответствии с французским регламентом майора Бадена 1812 г. 12 мая 1817 г. полкам Гвардии - Преображенскому, Семеновскому, Измайловскому и Егерскому - были даны новые мундиры с лацканами, которые у первых трех полков были красными, а у последнего - светло-зелеными. Заимствованные у французов цветные лацканы, украсившие гвардейские мундиры, настолько прижились на них, что стали неотъемлемым характерным отличием пехотных полков российской Гвардии перед армиями других государств".

Семеновский мундир был Александром особенно любим и особенно носим. Конечно, потому, что Александр еще при Павле стал шефом именно Семеновского полка. Свои полки Романовы любили нежно. Вон Николай будущий I был шефом измайловцев и, когда стал императором, выстроил для своих громадный Троице-Измайловский собор, причем не на казенные, а на личные деньги (будете рядом - оцените, оно того стоит). У Александра, правда, с любовью *что к женщинам, что к войскам* обстояло куда сложнее, чем у Николая. После знаменитого мятежа Семеновского полка в 1820 г. царь изволил на свой полк обидеться и в семеновском мундире появлялся все реже.



Знаменитые романтические русские эполеты.



Что до пятого мундира, то он романтичен не только внешним видом (тут уже и Отечественную войну нельзя не вспомнить, ибо введена форма такого образца была в конце 1802 года и просуществовала до 1817 года), но и связанной с ним историей. Формально это "Мундир с эполетами офицерский Лейб-Гвардии Измайловского полка, принадлежал великому князю Николаю Павловичу (Россия 1812-17, сукно, стамед, шелк, золотая нить, медь; шитье, золочение, аппликация)". На деле это - памятник большой и непростой, но чистой (да, и такое в жизни бывает) любви. Ибо именно в этом мундире делал Николай Павлович предложение своей будущей жене принцессе Шарлотте Прусской. Знаем мы это потому, что к мундиру приложена старинная картонная бирка с надписью: "№ 225. Мундиръ Л.Гв.Измайловскаго п. бывший на Государе Императоре въ Париже в день наречения Его Величества женихомъ в 1815 г."

Эрмитажники считают, что на портрете Николая кисти Кипренского Николай тоже в этом самом мундире. Между прочим, вот таким, мм, пушистеньким у нас Николая знают мало. А зря. (https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/70/Кипренский_Николай_Павлович.jpg)



Напоследок два любопытных момента, которые удобно показать именно на мундире Николая: во-первых, те самые карманы, без которых мучились французские военные, а наши русские совсем напротив. Скрытые карманы были в фалдах. И во-вторых. Если вы сосчитаете количество пуговиц на обшлагах, у вас получится три. И если вы сосчитаете количество петель для этих пуговиц, тоже получится три. А теперь предлагаю посчитать количество застегнутых пуговиц на обшлагах - на любом русском мундире из представленных (на мундирах более позднего периода, кстати, тоже можно). И будет - два.



Причиной чему, согласно легенде, следующая история. Однажды младой и юный Александр I, который был, как мы помним, самолюбив, глуховат, мнителен и имел массу проблем с любовью, торопился на парад и не застегнул нижнюю пуговицу обшлага. Увидев это, свита пришла в смятение, ибо мундир у Романовых, как мы помним, это святое. Некоторое время Александру пытались тонко намекнуть на, но у него, видимо, случилась не та доминанта. Тогда один из свитских прямо сказал - Ваш Величество, пуговка у вас не по форме. А как мы помним, Александр был молод, самолюбив, мнителен и глуховат, поэтому то ли ему послышалось что-то не то, то ли просто юношу перекосило, но ответ его был - это я не по форме? это вы все не по форме!!! После чего, как понимают нормальные люди, весь генералитет, а за ним и все офицерство срочно расстегнуло нижнюю пуговицу на рукаве, ибо либерал-то царь был либерал, но всякий либерализм имеет свои границы.

А потом все так и осталось. То ли потому, что было удобнее, то ли потому, что быстрее застегивать, то ли еще почему. Короче, когда б вы знали, из какого сора растет мундир, не ведая стыда.

(продолжение следует)
Tags: Эрмитаж
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments