Анна (anna_y) wrote,
Анна
anna_y

"Драгоценности", Мариинка, 2 декабря

Спектакль вышел замечательный и очень логичный внутренне, наверное, самый логичный из всех, что я видела, включая парижскую запись. Что три части - это драгоценные камни разного цвета и разные балетные школы, общеизвестно. Но, так сказать, затекст я увидела впервые. Вообще втанцовывать в Баланчина сочиненную историю (что, кстати, любят делать за пределами собственно баланчинской территории, и далеко не только в России) всегда и опасно для спектакля, и не шибко продуктивно. В этот вторник "Драгоценности" в Мариинке почти все танцевали практически как надо, то есть не накручивали сверху, а слушали музыку и шли за ней. И получилась довольно неожиданно четкая структура танцев вокруг иронии. А именно - до, во время и после.

"Изумруды" волею Осмолкиной (которая есть чудо и радость, выстроить и удержать вокруг себя такую хрупкую и зыбкую штуку, как "Изумруды", вложив в нее смысл и любовь, - это, право, дорогого стоит) были рассказом о том мифическом жизельно-сильфидном времени, когда все наивно, чисто, мудро и всерьез, и ни о какой иронии пока и речи нет. Первая партия в "Изумрудах" вообще хорошо получается у хороших Жизелей. А вторая, между прочим, была незабываема у Кондауровой на бенефисе, так что, возможно, на нее следует ставить хороших Мирт. Вообще бы Осмолкину с Кондауровой в одни "Изумруды", и записать, но это вряд ли. Так что пока во второй партии приходилось смотреть на Колегову. Я один раз не буду обзывать ее калековой, поскольку она в общем старалась, и мне даже стало ее слегка жаль. Точно такая же проблема часто бывает в художественной гимнастике - когда технически человек готов недостаточно или вообще не может заданные элементы выполнять с заданной скоростью. А потому у него выбор невелик: либо абы как, но доделать элементы до конца, забив на музыку и образ (что Колегова делала в этот раз, и не только), либо забить на элементы и пытаться попасть в музыкальные акценты (что я у нее тоже неоднократно наблюдала). По мне, образа не выходит хоть так, хоть сяк, и вообще выходит один невнятный сумбур. Рядом с Осмолкиной, которая, безусловно, из высшей лиги, смотрелось особенно беспомощно. Так и хотелось посоветовать тренеру сменить программы и перестать упорно лезть в первую десятку, потому что тут бы в конце второй удержаться.

Впрочем, Осмолкина билась за приведение "Изумрудов" в порядок не одна, ей в подмогу были Зюзин, очень нежный партнер, и Селина в па-де-труа (которое, как известно, есть реверанс в сторону датского балета, и сильфидность Селиной как раз очень хорошо сюда легла).

Зал, правда, "Изумруды" традиционно недооценил, наивность нынче не в чести. Оживление, как обычно, случилось на "Рубинах", где вроде как демонстрация сексуальности, а это всегда привлекает. Я, правда, считаю, что секса там куда меньше, чем иронии. Более того, рубиновая сексуальность пронизана иронией едва ли не больше, чем все остальные рубиновые темы. Местами доходит почти что до стеба. Батоева, Кимин и Кондаурова балансируют на лезвии бритвы, обостряя иронию до предела, но нигде ни разу не срываясь в вульгарность. Секс здесь выходит даже не пряной приправой (хотя для дилетантов оно, наверное, именно так), но всего лишь средством для иронического изучения окружающего мира (и, по мне, там сексу самое место, в балете, во всяком случае).

Жизнь, однако, возможна и после иронии, что блистательно доказывают "Бриллианты". Когда все понято, сказано и обстебано, когда иллюзии окончательно отброшены, из того, что осталось, волшебным образом вырастают в полном соответствии с законом отрицания отрицания новая вера, новый энтузиазм и даже новый пафос. Наивности все это напрочь лишено, но прекрасно больше, чем раньше, ровно на один виток спирали вверх. Терешкинские "Бриллианты" кажутся мне самыми правильными из виденных "Бриллиантов" именно по этой причине: Терешкина, как ей очень свойственно, не противопоставляет себя, несомненную звезду, остальным, она плоть от плоти кровь от крови остальных, просто она - на острие удара. Ну или луча. Кому как нравится.
Tags: балет
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments