Анна (anna_y) wrote,
Анна
anna_y

Эрмитаж, ВЫСТАВКА КОСТЮМА (12). Николай I как любитель дам в мундирах

Николай был мужчина, технарь и военный со всеми осложнениями последствиями. Он любил женщин, армию и инженерное дело. Что можно видеть по предоставленному собственноручному рисунку императора - на нем любимая жена в любимом мундире, изображенная с инженерной точностью. (Тут я бы еще добавила секс и любимый музей, поскольку правый рисунок явно не только с жены, но и с очень известной скульптуры, но кто сказал, что мужчина, инженер и военный не может любить эротику и свою коллекцию марок императорское собрание шедевров?)



Естественно, мужчина, технарь и военный не может не попытаться навести порядок и среди придворных дам. Куда менее естественно и более странно - что Николаю это практически удалось.

Ну, во всяком случае, на какое-то время.

"Вместе с "Положением о гражданских мундирах" было утверждено "Описание дамских нарядов для приезда в торжественные дни к Высочайшему двору". Высший свет с нетерпением ждал появления этих костюмов. Как отмечал в 1833 г. в своих дневниках П.А.Дивов, "Петербург занят преобразованиями в костюме фрейлин и придворных дам. Придумали, как говорят, национальный костюм, который эти дамы будут обязаны носить в дни больших выходов при дворе. Это нечто вроде офранцуженного сарафана".

Офранцуженный сарафан, он же т.н. "русское платье", придумали, правда, задолго до Николая. В моду при дворе их ввела в 1770-е (когда Николая еще и в проекте не было) все та же Екатерина, хорошо понимавшая, как помним, как костюм соотносится с такими вещами, как национальная гордость, национальная самодостаточность и мнение народных масс о правителе. А также с собственной небезупречной, но уютной и вполне себе русской фигурой. "При необыкновенных случаях, как-то: царских свадьбах, окончаниях войны, при наступлении нового года... дамы съезжались на все собрания в русских платьях, которые Екатерина... ввела в употребление при Дворе, и сама иного праздничного наряда не имела".

"Русские платья" времени Екатерины не сохранились - за исключением, правда, мундирных платьев самой Екатерины (см. предыдущие серии). Ну и, конечно, изображений и описаний современников. Прежнее бурное многоцветие вышло из моды вместе с дорогой парчой, императрица "являлась на торжествах одетая в длинное белое платье, в маленькой короне". Понятно, что придворные дамы не могли не иметь сходных с начальством вкусов.

Впрочем, вклад Николая в вопрос все равно велик. Во-первых, он установил, так сказать, точную форму мундира. "В царствование Николая I официальный дамский придворный костюм, получивший название "русское" платье, состоял из двух предметов. Верхнее бархатное распашное платье со шлейфом, длинными откидными рукавами с открытой проймой надевалось на нижнее, называвшееся "сарафаном" и состоявшее из корсажа с коротким рукавом-фонариком и широкой юбки из белого атласа. По "хвосту и борту" платья шло золотое шитье, "одинаковое с шитьем парадных муниров придворных чинов". Аналогичное шитье полагалось "вокруг и на переди юбки". Во-вторых, Николай в отличие от бабушки не желал видеть все в белом цвете, а хотел яркости, как на параде. И добился своего. Мундиры различались по чинам: статс-дамы и камер-фрейлины должны были носить зеленый бархат, гофмейстерины - малиновый. Фрейлины императрицы носили алый бархат с золотым шитьем, фрейлины великих княгинь - алый бархат с серебряным шитьем. Фрейлинам великих княжон полагалось светло-синее.

Ну а чтобы все было уж совсем понятно, придворные дамы получили погоны особые знаки отличия. "Фрейлины носили слева на корсаже бриллиантовые шифры (вензели императрицы или великих княгинь, при которых фрейлины состояли) на банте из голубой Андреевской ленты Так называемых портретных дам - гофмейстерин, статс-дам и камер-фрейлин - отличали миниатюрные портреты императрицы в бриллиантовой оправе, крепившиеся на правой стороне корсажа. Если на прием приглашали дам, не имевших придворных чинов, им надлежало быть в "русских" платьях того же фасона, "различных цветов, с различным шитьем, кроме, однако же, узора шитья, назначенного для придворных дам". Шиковать шикуй, а мундир не трожь.

Фрейлинский шифр императрицы Александры Федоровны в виде буквы "А" под короной. (Между прочим, сразу после смерти Александра I, когда императриц было целых три - вдова Александра Елизавета, вдова Павла Мария и жена Николая Александра, - шифр состоял из букв АМЕ. После смерти Елизаветы вензель стал выглядеть как АМ. Ну а когда скончалась М, осталось одно А.)
Россия, Санкт-Петребург. 1828-55. Золото, серебро, алмазы, стекла; штамповка, гравировка и огранка камней, укрепление камней, монтировка.



Правда, мундир мундиром, но дамы тоже дамами - и "мода могла вносить в покрой "русского" платья небольшие изменения, не влиявшие существенно на его облик... Пример парадного дамского костюма, исполненного в первые годы после издания указа, - платье из алого бархата и белого атласа. Его широкий рукав с "густыми" сборками у плеча - явная дань моде 1830-х гг.".

Платье придворное парадное фрейлины императрицы.
Россия, Санкт-Петербург, 1830-е. Бархат, шелк; металлическая нить, бить; золотое шитье.












Надо признать, что Николай в плане вкуса и мундира доверял дамам больше, нежели мужчинам, пусть даже и военным. "Указ 1834 г. регламентировал силуэт дамских придворных нарядов лишь в общих чертах". Силуэт-то регламентировался, но мода разных лет диктовала смену как декора и элементов, так и цветовой гаммы дамского мундира.

Вот два придворных парадных платья конца XIX века. Оба петербургской работы, оба из положенных тканей: верхнее бархатное, нижнее атласное. Есть и золотое шитье, как без него. Однако платье слева лиловое - как помним, этого цвета среди предписанных Николаем не было. Платье справа еще интереснее. Оно статс-дамское, поэтому бархат, как предписано регламентом, зеленый. Тем не менее различий между ним и платьем 1830-х гг. множество.





Вот платье придворное парадное фрейлины императрицы (алый бархат, золотое шитье - неизменные опознавательные знаки, да?) Оно немного старше статс-дамского, но выполнено в той же мастерской - у Г-жи ОльгА, произносится с ударением на последнем слоге. Была такая знаменитая Ольга Николаевна Бульбенкова (1835-1918), урожденная Суворова, славная поставщица императорского дворца. Родилась она в Нижнем Новгороде в семье священника. С девяти лет жила в Петербурге в семье тетки - купчихи Бутаковой, владелицы галантерейного магазина на Невском. Обучалась шитью у мадам Уат, содержавшей в Петербурге портновскую мастерскую. Когда мадам решила уехать из России, ее дело перешло к О.Н.Бульбенковой, сумевшей создать безусловно элитное заведение: мастерскую по изготолвению дамских придворных парадных костюмов для членов императорской семьи и придворных дам. С 1910 г. 75-летнюю г-жу ОльгА фактически заменила ее племянница, Ариадна Константиновна Виллим.


Платье придворное парадное фрейлины императрицы.
Россия, Санкт-Петербург, конец XIX-начало XX вв. Бархат, атлас, металлическая нить, бить, фасонные плашки; золотое шитье.









Это что касается придворных. На вопрос, какие цвета парадных платьев выбирали императрицы, следует отвечать так: какие хотели, такие и выбирали.

Вот еще одно парадное платье работы мастерской г-жи Ольга, замечательное и само по себе, и - особенно - фантастической вышивкой. Золотошвеи на Руси всегда были невероятные. Традиционно этим занимались в женских монастырях, хотя были и, так сказать, светские золотошвейные мастерские - например, мастерская И.Л.Васильева на Екатерининском канале (Бульбенкова часто пользовалась ее услугами). Однако золотое шитье именно данного платья, похоже, монастырского происхождения. "Костюм украшает мастерски выполненное золотое шитье в виде цветочных гирлянд, перевязанных лентами, особо роскошное на "хвосте" шлейфа, эффектно сверкающее на фоне бархата интенсивного синего цвета...Многообразие материалов, применяемых в вышивке, и использование различных швов для закрепления металлических нитей, введение в узоры блесток, золотых и серебряных пластинок разной формы, блестящих и матовых, позволяло достичь богатства фактуры вышитых поверхностей. Работы русских золотошвей пользовались заслуженной славой и с успехом экспонировались на выставках, как в России, так и за рубежом. В 1893 г. в Чикаго на Всемирной выставке внимание публики привлекли два парадных придворных платья с золотым шитьем, исполненным монастырскими мастерицами".

Уж не знаю, это платье было в Чикаго или нет, но если было это, чикагская публика точно пройти мимо не смогла бы. А синий цвет в данном случае ничего не означает - кроме того, что Аликс то ли захотела в данном случае данный цвет, то ли ее заставили думать, что именно этот цвет пойдет сюда особенно хорошо.

Платье придворное парадное императрицы Александры Федоровны.
Россия, Санкт-Петербург, конец XIX-начало XX вв. Бархат, атлас, металлическая нить, бить, золотое шитье. Длина шлейфа 354 см.


















Особая история - парадные платья великой модницы и женщины с прекрасным вкусом - Марии Федоровны-второй, жены Александра III.

(продолжение следует, если, конечно, вслед за фотофайлом не упадут и яндекс-фотки)
Tags: Эрмитаж
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments