Анна (anna_y) wrote,
Анна
anna_y

Эрмитаж, ВЫСТАВКА КОСТЮМА (14). Парад на свадьбе

Историю о свадебном платье последней русской императрицы следует начать с весьма некрасивой истории о том, как эта дама начала свою карьеру "хозяйки земли русской" (с. Аликс).

Итак. 10 октября 1894 года Аликс приезжает в Ливадию, где умирает (согласно последним данным, от недиагностированного инфаркта) Александр III.

20 октября Александр III скончался.

7 ноября его похоронили в Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге (то есть из Ливадии везли в столицу, надо думать, в сопровождении вдовы).

14 ноября, как помним, Ники и Аликс, воспользовавшись (бесспорно, с согласия МФ) ослаблением траура по случаю дня рождения вдовствующей императрицы, обвенчались в Зимнем дворце.

Вообще это на самом деле, конечно, шекспировский "Гамлет" и знаменитое "От поминок холодное пошло на брачный стол". А еще можно процитировать И.Зимина: "Надо признать, что операция "женитьба" была проведена Александрой Федоровной молниеносно, с железной последовательностью, и никакой траур по почившему в Бозе Александру III ей в этом не помешал". Мои аплодисменты.

Тот же Зимин: "Усыпанная коронными бриллиантами вдовствующая императрица Мария Федоровна, конечно, делала положенное счастливое лицо, но чего это ей стоило… 16 ноября 1896 г. она писала любимому сыну Георгию: «Для меня это был настоящий кошмар и такое страдание… Быть обязанной вот так явиться на публике с разбитым, кровоточащим сердцем это было больше чем грех, и я до сих пор не понимаю, как я могла на это решиться»". Добавлю, что Георгию, среднему сыну МФ и Александра III, было в тот момент 23, а писала ему мать потому, что он болел туберкулезом в тяжелой форме и жил исключительно на юге - в Грузии, в Абастумани. Тогда еще надеялись, что со временем он поправится. В Ливадии возле умирающего отца Георгий, конечно, присутствовал, а вот в Петербург на похороны и тем более на свадьбу в ноябре месяце ему врачи ехать запретили. Летом следующего года он и МФ поехали к родственникам в Данию, где болезнь Георгия резко обострилась, он вернулся в Абастумани и оттуда практически не выезжал. В 1899 г. он умер внезапно - ехал на "велосипеде с бензиновым двигателем", крутить педали ему особо не разрешали, упал и умер. МФ тяжело пережила его смерть. Ей предстояло пережить всех своих сыновей и всех внуков от Николая. И империю, которой посвятил жизнь любимый муж, между прочим, тоже.

Но вернемся к свадьбе на поминках этого самого мужа. Так как в Предцерковной среди предметов, относящихся к церковным церемониям, типа свадеб, крестин и похорон, было выставлено платье Аликс, в котором она была на той самой свадьбе.

Платье определенно заслуживает особого внимания и даже отдельного поста. Во-первых, оно безумно красивое. Шили его, конечно, в Петербурге, потому что у Аликс и ее родни элементарно денег даже на рукав бы не хватило - перед отъездом невесты к жениху родственники занимали деньги, чтобы немножко обновить потрепанный невестин гардероб. Тут чувствуется традиция - невесты в доме Романовых на свадьбу приходили в платьях из серебряного глазета. Чтобы прочувствовать, что такое глазет, вспомним, что есть уток и основа, ага? Так вот, основа в хорошем глазете шелковая. А уток - из золотых или серебряных нитей. И нет, не тех, которые выглядят таковыми, а вот самых что ни на есть настоящих драгметаллических. Сразу можно понять, сколько это стоит. А еще можно понять, сколько это весит. Сразу говорю, что платье весит больше двадцати кг. То есть само-то платье, которое Аликс несла на себе, весит восемь кило. Шлейф, который весит больше двенадцати кг, за ней несли. Ну и нечего притворяться умирающим лебедем - выстояла все бракосочетание как миленькая. Если бы себе не потакала и вела здоровый образ жизни, было бы у нее все в порядке со здоровьем, ибо пахать на ней надо было когда дама чего-нибудь страстно хочет, сразу было видно, что запас физических сил ей позволял очень многое.

За неделю такое платье, понятное дело, тоже не сошьешь, даже в Петербурге. Шили, я полагаю, давно, по меркам невесты, долго ли было снять и прислать. Видится мне в этом платье блестящий вкус МФ. Ну или кого-то еще с блестящим вкусом, а может, и нескольких, МФ включая.

Платье придворное парадное великой княгини Александры Федоровны. Россия, Санкт-Петербург, 1894. Мастерская О.Н.Бульбенковой. Серебряный глазет, серебряная нить, шелк, бить, блестки, проволока, пух, кружево; вышивка. Длина шлейфа 340 см. На ленте корсажа печатная золотом марка мастерской: "Г-жа ОЛЬГА ПЛАТЬЯ С-Петербуръ Мойка № 8".









Сразу говорю, что фотографии не передают. Общий тон, вид, фактура материала - еще как-то. Но совершенно не видна, например, такая подробность, как серебряные цветы на серебряном же платье и особенно серебряном шлейфе. Цветов много, они разные, лилии, розы, гвоздики, как бы не васильки, понять не очень просто, потому что они разные и местами несколько смяты. Сделаны они в объеме, во вполне натуральную величину, из серебряной проволоки, что ли, и производят впечатление, ну как бы это сказать, того, во что превращаются реальные цветы в сказочном мире - одно серебряное сияние в форме цветка. Много я времени провела на корточках возле этой витрины, таращась на это чудо. Я бы даже рискнула здоровьем и попробовала их сфотографировать, пойдя против собственных убеждений, но была надежда на каталог, который все не выходил. А каталог, конечно, подвел в этом смысле.








Во-вторых следует поговорить об одном правиле Романовых, которое Аликс естественно решительно нарушила потому что вообще отличалась редким неуважением к любым правилам и чувствам, требуя при этом от всех трепетного преклонения перед ее чувствами и сочиненными ею правилами. У молодых жен Романовых было принято венчальные платья не сохранять, а жертвовать церкви. Традиция кажется странной, но вообще-то она очень старая. Ткани типа парчи или лионского шелка были фантастически дороги, и пожертвовать церкви на облачение священников свою юбку было в 18 веке для дам, особенно при дворе, совершенно нормальным явлением. Действительно крупным и очень ценимым, между прочим, вкладом. На эрмитажном цикле лекций по тканям говорили, что в Историческом музее в Москве замечательная коллекция священнических облачений, в которые вшиты дорогие западные ткани с шикарным и совершенно не церковным узором. Да, пестровато. Но нарядно. И бывает с большим вкусом, между прочим. Традиция пожертвовать церкви свое единожды надетое драгоценное венчальное платье пошла у невест Романовых именно отсюда. Все эти немецкие, датские и прочие принцессы свято традицию соблюдали. Поэтому их венчальные платья не сохранились.

Кроме случая Аликс, которой на чужую традицию было наплевать, и свою первую императрицынскую обнову, к тому же со свадьбы где мадам наконец заняла подобающее ей место и насытила свое чсв с как-никак любимым Ники, она сохранила. Согласно нашей экскурсоводше, при дворе это сочли очередной плохой приметой, наряду с явлением Аликс к смертному ложу императора и ураганной скоростью замужества.

Вот и не верь после этого в приметы, типа.

Правда, кое-что сохранилось от свадебного платья другой АФ, которая жена нормального другого императора Николая. Шарлотта Прусская, ставшая в крещении Александрой Федоровной, поступила со своим венчальным платьем как положено.

Вышло так, что облачение, пошитое из этого платья, сохранилось. И было представлено в той же Предцерковной рядом с усыпанным цветами серебряным чудом, придуманным и созданным русскими профи для Аликс.

Облачение священника. Россия, первая половина XIX в. Шелк, муар, металличекая нить, бить, канитель, галун; вышивка. Вышивка, конечно, сильно не церковная, а напротив, выполнена в господствовавшем на тот момент стиле классицизм. Хороша, наверное, была на своей свадьбе Шарлотта-Александра.





На чем я, с вашего позволения, воспользуюсь удобным случаем и вернусь к Николаю I, а историю битвы МФ и АФ на бриллиантах и платьях, равно как выходки Аликс и ее благие, но почему-то не оцененные злым миром попытки руководить Серовым, Фаберже и прочими ничего не смыслящими в искусстве мелкими людишками покамест оставлю. Ибо не железная. Но обязательно когда-нибудь расскажу, клянусь на каталоге.

(продолжение следует)
Tags: Эрмитаж
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments