Анна (anna_y) wrote,
Анна
anna_y

Эрмитаж, ВЫСТАВКА КОСТЮМА (19): свекор на родах и Достоевский в гостиной

Хорошо выполненное задание обычно значит, что тебе тут же дадут новое, еще более трудное. Жизнь - школа, совершенствуйся или деградируй в истериках. Жена следующего императора выбрала второй вариант. Ее свекровь - бесспорно, первый. Блеск она тщательно нарабатывала, над счастьем своим и семьи трудилась неустанно, а вызовы жизни принимала с большим достоинством.

А вызовов было много. Начнем с того милого обстоятельства, что молодая жена Александра Александровича вместе с ним самим угодила точнехонько в центр семейного разлада между царственным свекром и свекровью. Противоречия между умной женой и глупым мужем - это все-таки на перспективу очень взрывные противоречия. К тому же, как мы, надеюсь, помним, единственным средством контрацепции в то народноправославносамодержавное время было отсутствие полового акта как такового. Мария Александровна, родившая мужу 6 сыновей и 2 дочерей, свою работу более чем выполнила, а резерв здоровья, понятное дело, выработала. И, как предыдущая императрица (Александра-Шарлотта, 4 сына, 3 дочери), получила от врачей указание больше не беременеть. А ее супруг, как его отец, получил от жены то, что именовалась тогда вольной. (То есть был мужик крепостной, а стал свободный. Ах это русское остроумие.)

Беда, однако, в том, что А-2 был совсем другой человек, чем Николай I. И ладно бы Сашок просто приходил невооруженным на битву разумов. Ну, бывает, что сыновья идут в маму, что, они виноваты, что ли? Но А-2 не умел себя вести так, чтобы умная женщина МА могла его уважать. Просто потому, что не умел уважать ее. Да, Николай ходил на сторону и реализовывал здоровые мужские желания с другими женщинами, потому что с женой ее драгоценное здоровье не позволяло. Так жена и прожила дольше Николая. И была ему страстно предана до конца жизни, сказав на смертном одре, что прощает всех и вся, кроме австрийского императора, который подло предал любимого мужа. И никогда, от слова совсем, ни одна женщина, даже прекрасная Зенеида, не могла бы встать между Николаем и его обожаемой Шарлоттой.

А-2 сделал все с точностью до наоборот. Любовницы Николая твердо знали свое место в жизни императора и не смели переступить черту. Любовница А-2 тоже точно знала свое место и сражалась за это место когтями и клыками, при полном попустительстве любовника. Я несколько фигею, когда историю честолюбия Катеньки Долгоруковой начинают бурно романтизировать. Ребята, где прагматизм и политика, там нет места романтике, опять-таки от слова совсем. Если дама в родах, корчась от боли, идет по набережной в Зимний дворец, чтобы там родить своего ребенка, это все, на мой взгляд, куда более прагматично, чем героично. Слабохарактерный Сашок ни в коем разе ее, рожающую, на улицу не выкинет. А дальше можно из дворца уже совсем никогда никуда не уходить. И пусть твои дети бегают по третьему этажу над комнатами умирающей от чахотки императрицы - а чего нет-то? Помирай быстрее, нечего лежать на пути истинной любви.

МА, однако, упорно цеплялась за свою совершенно не нужную для карьеры Катеньки жизнь и умерла только в 1880. Долгорукова успела четырежды родить от А-2, написать много, эээ, сексуально откровенных писем и многократно позировать августейшему любовнику в голом виде (ну, например, https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/f1/Долгорукая%2CЕкатерина.jpg?uselang=ru). И был бы треугольник как треугольник, если бы не должность любовника. Когда МА наконец скончалась, Катенька и А-2 оперативно поженились в одной из зал Екатерининского дворца в Царском Селе, у специально развернутого по случаю военного алтаря. Аликс, железной рукой загнавшая Ники к счастью, их рекорд, правда, побила, но Аликс уникум во всех отношениях, куда ни плюнь.

Став морганатической супругой, Катенька со свойственной ей карьерной прагматичностью нацелилась на место императрицы, которое явно считала единственным достойным себя любимой. Ходили упорные слухи, что на осень 1881 г. намечена ее коронация. Далее, надо думать, предстояла битва титанов за то, кто будет наследовать Александру № 2, какой-то там цесаревич с датской Дагмарой или признанный законным императорским сыном Георгий, вполне себе порфиро-, то бишь зимнедворцоворожденный (ах эта дальновидная Катенька). Но тут случилось 1 марта 1881 г., и слухи, по счастью, остались слухами. Долгорукова, впрочем, умудрилась еще раз отметиться, публично вопя, что она бы предпочла смерть всех своих детей (три штуки, дети обычно стояли рядом), только бы на минуту оживить Сашу!!! Сдается мне, дама так и не поняла, чем именно она не вписалась в ряды русской аристократии и почему ее отправили до конца жизни в далекую Ниццу.

Понятно, что проблемы в отношениях цесаревича с цесаревной с А-2 и особюенно дражайшей Катенькой с годами все накапливались. Начиная хотя бы с того, что император грубо строил сына, требуя бросить любимую княжну Мещерскую и жениться по зову долга, а сам через очень немного времени очень ясно продемонстрировал, где его долг и где его обнаженная модель. А-2, впрочем, находил и другие поводы продемонстрировать выдающееся отсутствие интеллекта. Например, он завел моду присутствовать на родах невестки, да еще к тому же учил роженицу правильному поведению и высокой морали. Однажды бедная МФ, у которой схватки начались во время обеда со свекром, изо всех сил делала радостное лицо, пока он не закончил с потоком поучительных банальностей и не свалил домой в Зимний, надо думать, очень довольный собой. Кто рожал, тот оценит силу духа МФ - и отдельно тот факт, что она свекра умудрилась не убить даже во время родов. Что за странная мысль закралась в пустоты головы А-2, сказать сложно. То ли боялся, что наследника подменят (хотя как почитаешь про Ники, так сразу ясно, что парень пошел в родного дедушку. Видимо, случилось, как в том анекдоте - когда я тебя вез в роддом, нам осел дорогу не переходил?). То ли это было извращение в духе супруга Екатерины будущей Второй, который в дупель пьяный в мундире и при ружье вперся к ней рожающей в комнату и заявил, что она в беде, а его долг голштинца и военного - защищать даму в подобных обстоятельствах.

Что до бабских разборок, то, не случись 1 марта взрыва на Екатерининском канале, рано или поздно на самом верху сошлись бы две тигрицы, защищавшие права своих детей, кстати, близких по возрасту. Но до этого все же не дошло.

Что до третьего угла треугольника, то бишь МА, тут была своя сантабарбара. А-2 и его любовнице императрица отомстила как леди неверному мужу и его шлюхе: она не стала опускаться до того, чтобы на это реагировать. Что соответствующе сказалось на мнении общества о святой страдалице, она же законная жена, и амбициозной невоспитанной Катеньке. В своем кругу МА, правда, со своеобразным юмором, который от нее унаследовал Александр III, позволила себе пару раз пройтись по мужу. Как ни странно, очередной виток романа царя с Катенькой обычно сопровождался очередным покушением на А-2. И МА однажды хладнокровно пошутила: это народовольцы за меня мстят.

Впрочем, святой и белопушистой МА отнюдь не была. Хотя бы потому, что из семи достигших совершеннолетия детей открыто предпочитала старшего Николая, рано умершего жениха Дагмар, из всех детей больше всех похожего на саму МА. Честно говоря, мне сложно понять, почему со смертью Никса жизнь для МА в общем закончилась. Тем более что младшим ее детям Марии, Сергею и Павлу в момент смерти Никса было соответственно 11, 8 и 4. Несколько более понятно упорное неприятие императрицей невестки и нового цесаревича, он же второй сын, будущий Александр III. Ну не могла женщина простить второму сыну, что он занял место первого. А Дагмар - что она предала любовь к незабвенному Никсу. Бывает, чоуж. Тем не менее как-то неуютно думать, что будущий Александр III, нелюбимый сын, всю жизнь сильно и преданно любил не любившую его мать и ни слова не хотел слышать против нее.

Открытка в честь обручения принцессы Дагмар и цесаревича Николая Александровича.



Открытка в честь обручения принцессы Дагмар и цесаревича Александра Александровича.



В общем, жизнь МФ медом далеко не была. И там, где муж, и там, где родители мужа, и там, где политическая обстановка в стране (а вы бы комфортно себя чувствовали, если бы вашего свекра регулярно пытались то взорвать, то застрелить?). И даже там, где дети. Второй сын цесаревны, Александр Александрович, умер от менингита, не дожив до года. Существует его единственная и душераздирающая фотография, сделанная в гробу, - родителям, для памяти. Кстати, по некоторым данным, по-настоящему Александр и МФ сблизились именно после этой смерти.

А еще именно поэтому МФ захотела лично познакомиться с Достоевским.

И.Волгин: "Дочь Достоевского Любовь Федоровна приводит в своих воспоминаниях весьма любопытную версию знакомства ее отца с женой наследника престола. По ее словам, на одном из вечеров, где присутствовала Мария Федоровна, Достоевский читал известную сцену из "Карамазовых": одна из пришедших к старцу Зосиме баб убивается по своему умершему малолетнему сыну. "Она... тоже когда-то потеряла маленького сына и не могла его забыть. Услышав чтение моего отца, цесаревна принялась громко плакать, вспомнив о маленьком умершем. Когда Достоевский кончил чтение, она обратилась к дамам, организовавшим вечер, и сказала, что хотела бы с ними поговорить".

Далее, к сожалению, вышло как у Достоевского случалось неоднократно и в жизни, и в романах, а именно неловко. Дамы-организаторши, боясь, что Достоевский знакомиться с цесаревной откажется, сказали, что его ждет одна очень интересная личность, ввели в маленькую гостиную и убежали, закрыв дверь. Достоевский решил, что все это салонная шутка, поклонился молодой женщине, скромно сидевшей у столика, и вышел через другую дверь. А когда его разыскали и спросили, что ему сказала цесаревна, честно ответил, что ее не видел. А потом был смущен тем, что не узнал МФ, "фотографии которой висели тогда во всех витринах" (Л.Ф.Достоевская).

МФ, впрочем, как мы знаем, умела обращаться с застенчивыми мужчинами. Она обратилась к родственнику-поэту, вел.кн. Константину Константиновичу (К.Р.), знакомому и даже почтительно дружившему с Достоевским.

"Воскресенье 4 мая.
Любезный Федор Михайлович, позвольте снова посягнуть на вашу свободу и попросить вас приехать ко мне в четверг вечером в 9 час.
Дело в том, что в прошлое воскресенье на концерте в пользу Георгиевской общины ваше чтение особенно понравилось государыне цесаревне и ей захотелось поближе с вами познакомиться. Она будет у меня в четверг 8 мая; если вы не откажетесь прочесть что-нибудь из ваших сочинений, разумеется по собственному вашему выбору, имы будем вам крайне благодарны. Мы проведем вечер в самом тесном кружке... Надеюсь, ничто не помешает вам своим присутствием доставить всем нам истинное удовольствие".
Душевно ваш,
Константин".


Из дневника К.Р.: "Ф.М. читал из "Карамазовых". Цесаревна всем разлила чай; слушала крайне внимательно и осталась в восхищении. Я упросил Ф.М. прочесть исповедь старца Зосимы, одно из величайших произведений (по-моему). Потом он прочел "Мальчика у Христа на елке". Елена плакала, крупные слезы катились по ее щекам. У цесаревны глаза тоже подернулись влагой".

Видимо, где-то в это время МФ решила, что с Достоевским следует познакомиться не только ей, но и ее любимому супругу.

Л.Ф.Достоевская: "...она так много говорила о нем своему мужу, что и цесаревич захотел познакомиться с отцом. Через посредничество Константина Победоносцева он передал ему приглашение посетить его".

К.Победоносцев: "Почтеннейший Федор Михайлович. Я предупредил письменно Великого Князя, что вы завтра в исходе 12-го часа явитесь в Аничков дворец, чтобы представиться Ему и Цесаревне. Извольте итти на верх и сказать адъютанту, чтобы об вас доложили, и что Цесаревич предупрежден мною. А затем, когда выйдете от него, извольте спросить камердинера Цесаревны, чтобы Ей доложили об вас. Дело это просто делается".

Л.Ф.Достоевская: "Его и ее высочества приняли его вместе [нарушив тем самым "сценарий" Победоносцева - примечание И.Волгина] и были восхитительно любезны по отношению к моему отцу. Очень характерно, что Достоевский, который в этот период жизни был пылким монархистом... вел себя во дворце, как он привык вести себя в салонах своих друзей. Он говорил первым, вставал, когда находил, что разговор длился достаточно долго, и, простившись с цесаревной и ее супругом, покидал комнату так, как он это делал всегда, повернувшись спиной... Наверное, это был единственный раз в жизни Александра III, когда с ним обращались как с простым смертным. Он не обиделся на это и впоследствии говорил о моем отце с уважением и симпатией".

Через неделю, 22 декабря того же 1880 г., после его выступления в пользу приюта Св.Ксении в доме графини Менгден, МФ встретилась с Достоевским в третий раз. А.Г.Достоевская: "Федор Михайлович был приглашен во внутренние комнаты, по желанию императрицы Марии Федоровны, которая благодарила Федора Михайловича за его участие в чтении и долго с ним беседовала".

Больше бесед, к сожалению, не получилось - 28 января 1881 г. Достоевский умер. А 1 марта 1881 г. Александр наследовал отцу.

МФ и ее дети. Фотографии официальная и куда менее официальная.





Гардероб МФ в Эрмитаже по понятным причинам велик и прекрасен, но вещей цесаревнинского периода в нем, насколько я понимаю, немного. Одно платье (с некоторой натяжкой), матинэ (утренняя кофта с отделкой) и некоторое количество аксессуаров.

Все, впрочем, замечательное.

Платье вечернее. Франция, Париж. 1880-81. Модный дом Fromont. Ранее в Аничковом дворце.

"Платье вечернее из черного атласа в алый горох, обшитый по краю черным бисером, и алого атласа. Лиф фасона "кираса" с рукавами до локтя из черного атласа, обшит по полам и низу воланом из черного кружева, расшитого черным бисером. Пластрон, остроугольный воротник и манжеты из алого атласа, подрукавники - из черного брюссельского кружева. Юбка из черного атласа, со вставкой по бокам из алого атласа; трен задрапирован и обшит по подолу двойной плиссированной оборкой из черного и алого атласа. Передняя часть юбки декорирована с обеих сторон кокилье из черного кружева, вышитого бисером.
В начале 1880-х гг. были в моде платья с лифом фасона "кираса" (обтягивающие талию и бедра), а также многочисленные вышивки стеклярусом и бисером".








Матинэ великой княгини Марии Федоровны. Россия, 1870-е. Ранее в Аничковом дворце.

"Матинэ из белого батиста; кокетка, манжеты и полы декорированы прошивками из кружева валансьен, обшитыми кружевными оборками; под прошивки подшиты розовые шелковые ленты. Из таких же лент сделаны завязки у ворота и банты на двух накладных карманах"



Туфли великой княгини Марии Федоровны. 1870-е.

"Туфли из розового репса, обтянуты вышитым батистом, по краю обшиты кружевом валансьен. Спереди - розетка из розовых репсовых и шелковых лент и кружева валансьен. Подкладка из розового репса. На французских каблуках, обтянутых внутри лакированной кожей.



Веер великой княгини Марии Федоровны из светлого и темного перламутра. Экран из белого шелка и кружева шантильи. Франция, 1860-70-е.





Веер не МФ, но в стиле времени - княгини Т.А. Юсуповой, которая в веерах, как мы помним, толк знала. Слоновая кость, стальные блестки, экран белого шелка с аппликацией из голубого муара, отделка кружевом. Франция, 1870-е.





Веер великой княгини Марии Федоровны из слоновой кости, экран пергаментный с росписью гуашью (сюжет по картине Ватто "Паломничество на остров Цитеру", находится в Лувре, посмотреть можно, допустим, здесь http://smallbay.ru/artbarocco/watteau_03.html). Франция, Париж, 1870-е, фирма Faucon.



Веер великой княгини Марии Федоровны из слоновой кости с росписью гуашью в виде цветов флер д'оранжа, экран шелковый, с пасторальной росписью гуашью, изображающей сбор яблок. Франция, Париж, 1872. Фирма Alexandre, роспись остова F.Mussil (подпись на остове).



Сбор яблок крупно.



Цветы апельсинового дерева тоже крупно.





И, наконец, необычный веер МФ из слоновой кости, на экране из шелка гуашью изображена сцена охоты на медведя. Работа, конечно, чисто русская, я бы осторожно сказала, что (полу)любительская. 1872. Выполнен явно в память какой-то конкретной охоты - слева внизу подпись 18 HJ 72. На лицевых пластинах буква М под императорской короной.





*продолжение следует*
Tags: Эрмитаж
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments