Анна (anna_y) wrote,
Анна
anna_y

Эрмитаж, ВЫСТАВКА КОСТЮМА (20): русские вариации на тему историзма.

"Обожавшая плавать, скакать на лошади, умеющая "крутить колесо", способная танцевать без устали до четырех часов утра, Мария Федоровна была, казалось, олицетворением вечной молодости. Зная, как важно в ее положении хорошо выглядеть на публике, она с самого начала уделяла огромное внимание своим туалетам...
К счастью, до нашего времени дошло довольно много туалетов, принадлежавших Марии Федоровне, и, рассматривая их вкупе с портретами и фотографиями, можно с уверенностью сказать, что она любила четкие, эффектно очерченные силуэты костюмов, нарядные, не перегруженные отделками платья и не боялась самых ярких и неожиданных сочетаний узоров и цветов.
Модные на протяжении последних тридцати лет XIX в. вариации различных исторических стилей - будь то "помпадур" или стиль Генриха IV - нашли отражение в туалетах Марии Федоровны... став императрицей, она одевалась с допустимой высшим светом экстравагантностью.
Ей, шатенке с карими глазами, одинаково шли как голубые, палевые, серебристо-серые и белые цвета, так и лиловые, вишневые и алые. Мария Федоровна любила яркие тона и контрастные сочетания, сами по себе чрезвычайно модные в 1880-е - начале 1890-х гг. ...Помимо всего, ее внешность позволяла ей с блеском носить любой туалет - даже после рождения шестерых детей она сохранила тонкую талию (около 65 см) и стройную фигуру, а ее крошечная ножка (Мария Федоровна носила 35-й размер обуви) своим изяществом была, по выражению журналистов того времени, "достойна башмачка Сандрильоны"
(из каталога выставки).



Платье визитное императрицы Марии Федоровны. Россия, Санкт-Петербург. Около 1885. Мастерская М.Нуарель. "...из черного атласа с бархатным цветочным узором. Лиф закрытый, с длинными рукавами; пластрон из черного кружева, воротник-стойка, узкие реверы [отвороты на лифе и рукавах], бантики на манжетах и отделка шнипа [острое завершение лифа снизу] выполнены из черного бархата. Юбка с турнюром и треном сшита из черного атласа с бархатным узором, спереди с асимметричной драпировкой из черного кружева, сзади турнюр декорирован тремя кокилье из черного кружева".







Платье визитное, Россия, 1885-1886, в духе игры в рококо. Описание упоительно, как кулинарный французский. Я сдаюсь и перестаю здесь и далее расшифровывать. "Из желтого гро-де-тура броше с букетами "помпадур". Лиф закрытый, с рукавами три четверти, баска с двумя драпированными патами сзади; справа у воротника и слева на талии пришиты банты из золотистого репса. Воротник, подрукавники и двойное кокилье - из белого плетеного брюссельского кружева. Пластрон с застежкой на обтяжные пуговицы, обшлага и передняя часть юбки, заложенная посередине бантовой складкой, выполнены из золотистого атласа. Юбка - с драпированным панье и турнюром из гро-де-тура и атласа, низ подола - с треугольными фестонами, из-под которых видна заложенная бантовыми складками оборка из золотистого атласа".













Платье визитное. Россия, 1886-1887, в духе игры а-ля Елизавета Петровна "очень женщина в слегка мужском костюме". "С лифом из оливкового бархата, с рукавами "за локоть", затежка спереди на пуговицах, на терракотовой атласной подкладке, спереди и на манжетах лиф декорирован бантами из оливкового шелка. Баска фрачного фасона, с атласным оливковым бантом; жабо и манжеты из белого кружева. Юбка из набивного креп-де-шина, с рисунком в виде разноцветных орхидей, со встречными драпировками, обшитыми кружевными воланами. Драпированный турнюр слева декорирован каскадом из атласных коричневых лент и лент цвета чайной розы, вперемежку с белыми кружевами. Подол декорирован двумя рядами овальных фестонов из атласа цвета чайной розы и терракотового, на подкладке из оливкового бархата".









Платье визитное, Россия, Санкт-Петербург, 1888, мастерская А.Т.Ивановой, в духе игры "красное и черное". Сочетание рискованное, но МФ, как мы знаем, риска в моде не боялась. Русское красное и черное более яркое, кстати, чем французское (см.прошлый выпуск), хотя, возможно, там МФ все еще была цесаревной. "...сшито из креп-де-шина и атласа алого цвета, с отделкой рукавов и юбки черным атласом и кружевом шантальи, лиф декорирован жабо из черного шифона. Юбка с драпировкой из гладких складок сзади и по бокам. Начиная с середины XIX в. нарядные платья (вечерние и визитные), как правило, имели два лифа: один более закрытый с длинными рукавами (или полудлинными - до локтя), другой - открытый, с рукавами более короткими. "Два лифа при одной юбке дают возможность носить ее при разных случаях" [Модный свет, 1888. С.41]. У этого платья также было два лифа - один с длинным рукавом (хранящийся в Эрмитаже), другой - с рукавом до локтя, не сохранившийся до наших дней. Именно в ней императрица запечатлена на фотографии из собрания ГАРФ".









Платье визитное, Россия, около 1893, игра в духе "итальянский ренессанс". "...из черного атласа броше с узором в виде букетов из примул и гиацинтов, перевитых лентами, и бархата цвета сольферино. Воротник "медичи", низ лифа, баска, вырезанная спереди круглыми фестонами, а сзади в виде "ласточкина хвоста", и пластрон выполнены из атласа. Буфчатые рукава, косые вставки на лифе, реверы и эполеты - из бархата. Воротник, жабо и подрукавники - из белого кружева (имитация алансонского). Юбка расклешенная, с треном, передняя часть и боковые клинья бархатные; обшита по подолу широким бархатным бие. Подкладка из бледно-сиреневого шелка шанжан с воланом по подолу".










Это русские вещи МФ. Но были еще и французские. О них, а также о предпочтениях в одежде Александра III, равно как о витрине, обозначенной нашей гидшей как "Александр III и его гарем", в следующий раз.
Tags: Эрмитаж
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments