"Спящая" Вихарева, Мариинка, 8 марта
Реконструированная "Спящая" как минимум в четыре раза сложнее реконструированного "Пробуждения Флоры". Общего тем не менее очень много: это игра во времена историзма. Флора так и четко времени Александра III и любимой модели великого Уорта, не менее великой модницы МФ. Спящую и эстетику ее костюмов не понять, если хотя бы немножко не прочувствовать, ну, скажем, Золотую гостиную и Очень Яркий Будуар императрицы Марии Александровны в Зимнем дворце. Или всем известный Малахитовый зал императрицы Александры Федоровны в Зимнем дворце же. Лично я шик и буйство костюмов реконструкции воспринимаю на ура благодаря Той Самой Выставке костюма (снова в Зимнем дворце — но где же еще у нас в Петербурге познавать эпоху, как не в Эрмитаже). Сильно подозреваю, что Спящая, очищенная Сергеевым от красок в духе Аликс, выбрасывающей подаренные ей свекровью пять платьев от Уорта, и надевающей блеклые тряпочки, сильно не соответствует духу шоу, которые создавал Петипа. У того всегда многоцветие. Ну какая Индия, пусть эта Индия столь же достоверна, как достоверен настоящий Китай в шинуазри, обойдется без красок? Или донкихотская Испания? А третий акт Лебединого? А последний акт, куда Петипа, согласно его собственным записям, сначала хотел к белым лебедям добавить не только черных, но и, внимание, розовых? Даже белый балет, типа выхода теней, Петипа воспринимает как "белый особенно ярок на фоне буйства других цветов". И вообще-то так оно и есть. Насколько выиграла "Раймонда" в Ла Скала от ярких костюмов, знает каждый, кто смотрел запись с Новиковой. Спящая не исключение. Кстати, французские костюмы времени Валуа (пролог и 1 акт спящей), а потом Людовика XIV (как известно, Дезире с него списан), тоже, мягко говоря, не отличались пастельными цветами и викторианской сдержанностью. Танцы танцами, а Петипа всегда понимал, что Шоу должно быть и для тех, кто ни фига не понимает в балете глаза тоже! И оно в вихаревской постановке таковым является. А кто, типа меня, не успевает иногда перескочить с костюмов на танец, так это повод сходить еще разок-пяток-десяток. Что я, несомненно, сделаю, если реконструкция удержится в репертуаре (очень бы хотелось).
Про костюмы можно очень долго, честно. Культурных отсылок к тому же Эрмитажу там монбланы. Ну давайте три штуки навскидку, что первым вспомнится. Костюм Феи Сирени во втором акте, как знают все более-менее начитанные, есть перепев костюма Афины Паллады. Что очень сильно, если вспомнить, что Афина - дама, родившаяся из головы папы, и сама привыкшая проводить политику высокого разума. То бишь даже если тут кто-то не захочет, он будет мягко, но неотвратимо приведен к счастию. С другой стороны, я тащусь от того, насколько цветочный, женственный и вообще сиреневый вариант доспехов представлен нам ехидным Всеволожским. Тут сразу и любовь к женщинам, и любовь к истории, и несомненный стеб, и безмерная нежность. Чтобы не ходить далеко, второй пример тоже возьмем из фей — знаменитая фея Кандид, вариация Анны Павловой (между прочим, Павлова, согласно мемуарам, пыталась хореографический текст изменить под себя, что было встречено Петипа добродушно, не непреклонно: очень славно, а теперь, дорогая, давайте вы будете танцевать то, что я поставил, ок?). Я теперь знаю, почему эту вариацию в балетном народе кличут "ландыш". Острейковская была совершенно невыносимо прекрасна в ландышевом уборе — ландыши в волосах, ландышевая гирлянда на платье (между прочим, не обычной бесцветной пачке сергеевской постановки, а с красивым отливом под шелк, такую игру деликатных оттенков любили, например, петербургские архитекторы, играя с мраморным многооттеночьем: вроде одинаковый мрамор, а двадцати оттенков в одном зале не хотите?). Ну, про кордебалет свадебного акта в костюмах четырех групп знаменитой кадрили екатерининского времени — это широко известно. А вот корона той же Екатерины работы Позье, только с легким сапфировым акцентом вместо шпинелевого, на волосах Терешкиной в начале свадебного акта, — это было, на мой взгляд, из числа самых философских вишенок данного непростого, крайне вкусного и разнообразного торта.
Но хватит про костюмы, а то и правда будет на 17 постов (там есть же еще простонародные! у которых ткани визуально простонародные, в отличие от знати! а у селянок 2 акта фартучки подвязаны не на талии, а под мягким местом! ах этот игривый Всеволожский!.. ). Спящая все-таки балет, кроме того, что шоу.
Тут скажу, что было слегка неровно. Недорепетированностью в некоторых местах отчетливо отдавало. Очень сильный состав такие вещи старался сглаживать, что ему по большей части удавалось. Из шести фей пролога почти все были хороши. Селина с Мартынюк так и вовсе распрекрасны. Острейковская с Кондауровой чуточку недотянули до идеала. Я побаивалась за Флорину и Голубую птицу, но было вполне смотрибельно. Селина и вышедший с больничного Попов жгли котом и кошечкой. Мимисты, старая гвардия плюс Колб Карабос, были пиршество глазу. Что до самых главных, то мне показалось, что Терешкина то ли в гриппу, то ли травмирована. Сил не хватало достаивать равновесия. Не было обычной безумной свободы движений и упоенного купания в танце. Но я знаю немного балерин, которые способны станцевать хотя бы часть того, что дала восьмого Терешкина. Возможно, вчера Новикова была лучше, но это же Новикова.
Шклярову танцевать в вихаревском варианте, кроме финала 3 акта, было в общем нечего. Парик а-ля Луи XIV ему не очень идет. Зато бархат — очень. И финал был станцован очень достойно.
В общем и целом, хорошо, что вернули. Тем более что труппа перестала стесняться буйства красок и сложнокостюмья на сцене и, кажется, не против с головой погрузиться в "давайте играть в балет времени МФ, играющий во Францию 16-17 вв". То же, что с "Пробуждением Флоры": сейчас уже никто не стесняется фавнов козлоногих, апофеоза в финале и прочего, казавшегося когда-то старомодным и смешным. Немного бы еще навести глянца на исполнение.
А нежно любимой мною Терешкиной — поправиться.