Category:

"Баядерка", Мариинка, сегодня

Я сразу быстренько ругнусь в адрес трех теней, они же три курицы, они же Ионина-Нуйкина-Нагахиса, но поскольку они же — юмористическая интермедия в большой реалистической трагедии, пусть живут. Только не надо, пжалста, считать, что первая вариация по данным сколько-то подходит Иониной, кто видел, тот помнит, что там надо, вскакивая на один пуант, пролететь сцену по диагонали, а иначе нефартово. У Иониной было очень, очень нефартово. Нуйкина, равно как в «Серенаде», больше всего поразила стремлением заехать себе коленом маховой ноги по носу. Смотрелось еще неинтеллигентнее, чем в Баланчине. Нагахиса на их фоне была самой приличной, подумаешь, в начальных равновесиях музыка не мешала. Но и общего впечатления не скрасила.

На этом я ругаться перестаю и начинаю восторги. Пропустим много воплей, содержащих растянутые гласные. Сегодняшняя «Баядерка» была, по мне, самой реалистической из всех, мною виденных, и при этом довольно жестокой. Строго говоря, никто из главных героев не был безусловно положительным. Все не подарок, все делали вещи ужасные. Всех жалко. Урок, похоже, извлек только один. Нда. Легко любить Никию и Солора, когда они, как Терешкина и Шкляров, любят друг друга до и за гранью смертельного круга. Любовь абсолютно обреченная и вроде бы заранее побежденная таинственным образом победила все и всех. Сегодня не было ничего подобного. 

Гамзатти Батоевой была так полна жизни, энергии и яркого света, что устоять было просто невозможно. Любит другую? Очаруем. Страдает? Закружим, подхватим, допустим до себя действительно великолепной. Чем-то напоминает МФ, в хорошем смысле. Невозможно сломать, невозможно унизить, невозможно погасить упоение жизнью. Честно поделилась всем этим. В ответ потребовала, чтобы вел себя как мужчина. Все эти метания, бежать к умирающей бывшей или остаться при живой настоящей, как это мелко, право. Пригвоздила взглядом, заставив остаться при себе. Испытала глубокое презрение к человеку, который так и не сумел выбрать. Право же, кинься Солор к Никии, эта Гамзатти безмерно бы возмутилась, но не начала презирать. А тут — надо ли вообще что-то говорить? Одно дело — уничтожить соперницу, мешающую великолепной тебе. Совершенно иное — если парень одновременно предал и тебя, и соперницу. Заслуживает ли он великолепной тебя? Однозначно нет. Брак так брак, но какая любовь, какое уважение? Да бросьте.  

Никия Терешкиной напоминала Сантуццу из «Сельской чести» страстями, совершенно естественно кидалась на аристократку с ножом и столь же естественно в танце на свадьбе переходила от глубочайшего отчаяния к ликованию, торжеству и даже угрозе разлучнице. Головокружительные качели. Дальше была змея, снова отчаяние и, когда парень бросил умирать в одиночестве, последняя безнадежная мольба и выбор смерти. Никаких возвышенных явлений всепрощающей Жизели в Тенях не наблюдалось. Нет, ничего вульгарного. Но и никакого прощения или всепобеждающей любви. Это были самые грозные Тени в моей зрительской практике. Не возьмусь переводить в слова то, о чем эта Никия говорила с этим Солором. Но именно Солор Кима — единственный, кто после гашишных видений будет жить дальше, изменившись. Нет и речи о прощении, искуплении, вечной любви и прочая и прочая. Это взросление, понимание, принятие своей вины. Как-то так. 

Это образы. Что до танца, то Батоева была очень, очень хороша, чуточку не хватило сил в конце. Ким великолепен. Терешкина — космос. Причем дальний. Технически эта Никия была совершенна как никогда. 

Остальные все были отличные.Кулаев, конечно, не Пономарев, но впечатляющий брамин. Яковлев обычно прекрасный раджа, со всей политикой. Блестящие Острейковская и Селина в джампе, Тимофеев золотым божком, индусский Боярко-Малышев-Федоров. Еще Изместьев нервный, текучий, неуравновешенный Магедавея. Еще Зверев Рабом замечательно делал поддержки. Ким тоже хватал и поднимал Терешкину, как нефиг делать, но там было «а вот я еще так могу! а еще так могу! и так!» А у Зверева меня завораживает ощущение полного контроля и сверхподготовленности каждого движения. 

В общем, жгли. А в еще более общем — вот за таким, неожиданным, незабываемым и иногда чудесно случающимся, я, собственно, в Мариинку и хожу.   

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded