От классицизма к сентиментализму, или Вынужденный прогресс фарфора (1)
В Эрмитаже четыре витрины, посвященные конкретным сервизам (информация точная, сама вчера считала): само собой, Зеленый, само собой, С Камеями, естественно, два черных юсуповских шинуазри. А также — Синий, так сказать, поступивший после революции «из имущества антиквара А.К. Рудановского». Во Франции брали Бастилию, а на Севре в том же 1789 г. (самое раннее — 1788) наносили на предметы десертного сервиза из традиционного мягкого фарфора классицистическую орнаментальную роспись — гирлянды цветов, перевитые с жемчужником, и совсем уже не напоминающее о рококо золочение (бордюры из лиственных гирлянд, перевитых лентой).
Формы тоже традиционные, уже много виденные. Разве что рюмочная передача не овальная, а необычно круглая. Но в общем и только.
В Эрмитаж сервиз передали, конечно, не весь, но лишь «двадцать два предмета, формы которых представлены единственными экземплярами, за исключением тарелок (8 экз.) и чашечек для мороженого (6 экз.)».
Сахарница с крышкой.
Круглая рюмочная передача.
И снова знакомый компотьер в форме раковины...
...и квадратный компотьер...
...и круглый компотьер...
Поднос к чашечкам для мороженого.
Поддон с двумя горшочками для конфитюра.
Мороженица.
Чашечка для мороженого.
В общем, вроде бы как и все уже виденное. Но как хорош, зараза.
Впрочем, это вовсе не предел классицистического минимализма без утраты изящества.
Поддон ромбовидный.
1791-1793 гг., революция в разгаре, королю рубят голову, королеве рубят голову, с осени 1793 всем рубят головы вообще террор. А в Севре, как помним, кризис, денег нет, на складах на миллион непроданных вещей и уйма фарфорового «белья». Какой именно давности белье, понятно по т.н. Орнаментальному сервизу из коллекции князя Долгорукова (а у него, как помним, проходных вещей не было).
«Остатки сервиза представляют собой образцы моделей середины 1750-х гг.», вот так. Являются на свет «поддон с подстаканниками, предназначенными для сосудов для уксуса и растительного масла (porte-huilier à carcasses) — единственный образец этой модели в собрании Эрмитажа. То же относится к рюмочке для яйца (coquetier), модель которой не претерпела изменений на протяжении века». То бишь достают уже не просто белье, но белье весьма и весьма старое. Декорируют его, однако, совсем по-новому: «для росписи использован один из вариантов декора, исполненных художниками мануфактуры в 1791-1792 гг.».
Итак, 1791-93, мягкий фарфор (еще бы, если вещи 1750х гг.). «По борту с волнистым краем широкая кайма, орнаментированная регулярно расположенными миниатюрными стилизованными золотыми ягодами на красной ножке с двумя зелеными листочками». Цветочные композиции написаны золотом, практически долой полихромию. Вообще наполеоновский ампир уже где-то тут, бродит в эфирах неподалеку.
Поступление: 1918 г. из собр. А. С. Долгорукова
Тарелка мелкая.
Поддон лодкообразный.
Золотые ягоды на красной ножке с двумя зелеными листочками (а то так ведь ни зеленого, ни тем более красного не разглядеть).
Поддон с двумя ажурными подстаканниками.
Рюмка для яиц.
(продолжение следует)