От классицизма к сентиментализму, или Вынужденный прогресс фарфора (2)

Террор террором, а тонкие вкусы тонкими вкусами. Пока во Франции летят головы, на Севре продолжается дрейф декора в сторону чувствительного. Последний по времени юсуповский севрский сервиз XVIII в. изготовлен в 1792-94 гг. «Незначительные остатки сервиза из мягкого фарфора революционных лет пленяют изяществом декора при его кажущейся простоте». По борту пущены арабески из мелких розовых и лиловых розочек, по которым и сервиз именуется Арабесковым. Полоса с розочками окаймлена нитями золотого жемчужника на синем фоне. А в медальонах, обрамленных опять-таки нитями жемчужника, трогательные, но достаточно точные полихромные птицы в пейзаже.
Выше — компотьер квадратный.

Компотьер ромбовидный.

И его птичка.

Миска для салата.

Поддон овальный.

Масленка овальная с крышкой.


Тарелки.

Птичка с тарелки.
Ну и, наконец, самый поздний из эрмитажных севрских сервизов XVIII в. — Бобринский, по фамилии владелицы собрания, в котором находился до национализации, Н. А. Бобринской. Выполнен в мягком фарфоре, датируется по разным признакам 1793-1802 гг. Вообще дата стоит только на одной тарелке — VI год революции (сентябрь 1798 — август 1799). Вот такими были вкусы в те годы. А не будешь знать — и не скажешь.
В сервизе сорок пять предметов 12 различных форм, причем используются как традиционные формы, созданные еще в середине века, так и новые модели. Орнаментальный фон борта называется Taillandier, по автору-живописцу, или pointillé (белые кружочки, обведенные пунктиром). Появился он около 1770 г. «и стал одним из любимых орнаментированных цветных фонов». По борту идет «широкая светло-синяя кайма с орнаментом pointillé». На белом фоне — «крупные полихромные букеты цветов, перевязанные бантом», причем цветной борт «доминирует над неярким колоритом написанных на белом фоне цветочных букетов». Сами букетики тоже подчеркнуто скромные, нежные и камерные, я бы даже сказала — естественные, в отличие от традиционных королевских гирлянд.

Компотьер квадратный.

Бутылочная передача.


Компотьер овальный с ровным краем.

Компотьер овальный с волнистым краем.

Компотьер в форме раковины, самый что ни на есть из эпохи рококо.

Сахарница овальная с крышкой, на поддоне. Из новых форм «лаконичных строгих очертаний».

Из новых форм — «овальный поддон с ровным бортом, на котором стоят две чашечки для конфитюра».

«Форма масленки в виде круглой глубокой тарелочки с широким бортом и выпуклой крышкой (beurrier anglais) появилась около 1786 г.»

Салатник круглый.

Чашечка для мороженого.

Из новых форм также восьмиугольный поддон к чашечкам для мороженого.

Тарелка. Букет написан Буйа, считается, что его букеты отличаются «особенно нежной красочностью и прелестью».

Компотьер круглый.
(продолжение в новом году следует. И чтобы второй раз не вставать, всех с наступающим, чин-чин за то, чтобы он на нас так не наступал, как отступающий)