Categories:

От классицизма к сентиментализму, или Вынужденный прогресс фарфора (2)

Террор террором, а тонкие вкусы тонкими вкусами. Пока во Франции летят головы, на Севре продолжается дрейф декора в сторону чувствительного. Последний по времени юсуповский севрский сервиз XVIII в. изготовлен в 1792-94 гг. «Незначительные остатки сервиза из мягкого фарфора революционных лет пленяют изяществом декора при его кажущейся простоте». По борту пущены арабески из мелких розовых и лиловых розочек, по которым и сервиз именуется Арабесковым. Полоса с розочками окаймлена нитями золотого жемчужника на синем фоне. А в медальонах, обрамленных опять-таки нитями жемчужника, трогательные, но достаточно точные полихромные птицы в пейзаже.

Выше — компотьер квадратный. 


Компотьер ромбовидный. 

И его птичка.

Миска для салата.

Поддон овальный.

Масленка овальная с крышкой.

Тарелки.

Птичка с тарелки.


Ну и, наконец, самый поздний из эрмитажных севрских сервизов XVIII в. — Бобринский, по фамилии владелицы собрания, в котором находился до национализации, Н. А. Бобринской. Выполнен в мягком фарфоре, датируется по разным признакам 1793-1802 гг. Вообще дата стоит только на одной тарелке — VI год революции (сентябрь 1798 — август 1799). Вот такими были вкусы в те годы. А не будешь знать — и не скажешь.

В сервизе сорок пять предметов 12 различных форм, причем используются как традиционные формы, созданные еще в середине века, так и новые модели. Орнаментальный фон борта называется Taillandier, по автору-живописцу, или pointillé (белые кружочки, обведенные пунктиром). Появился он около 1770 г. «и стал одним из любимых орнаментированных цветных фонов». По борту идет «широкая светло-синяя кайма с орнаментом pointillé». На белом фоне — «крупные полихромные букеты цветов, перевязанные бантом», причем цветной борт «доминирует над неярким колоритом написанных на белом фоне цветочных букетов». Сами букетики тоже подчеркнуто скромные, нежные и камерные, я бы даже сказала — естественные, в отличие от традиционных королевских гирлянд.  


Компотьер квадратный.

Бутылочная передача.

Компотьер овальный с ровным краем.

Компотьер овальный с волнистым краем.

Компотьер в форме раковины, самый что ни на есть из эпохи рококо.

Сахарница овальная с крышкой, на поддоне. Из новых форм «лаконичных строгих очертаний».

Из новых форм — «овальный поддон с ровным бортом, на котором стоят две чашечки для конфитюра».

«Форма масленки в виде круглой глубокой тарелочки с широким бортом и выпуклой крышкой (beurrier anglais) появилась около 1786 г.» 

Салатник круглый.

Чашечка для мороженого.

Из новых форм также восьмиугольный поддон к чашечкам для мороженого. 

Тарелка. Букет написан Буйа, считается, что его букеты отличаются «особенно нежной красочностью и прелестью». 

Компотьер круглый.

(продолжение в новом году следует. И чтобы второй раз не вставать, всех с наступающим, чин-чин за то, чтобы он на нас так не наступал, как отступающий)


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded