anna_y

Category:

Севрский фарфор. Полдюжины рюмочных передач

Напомню, что рюмочная передача, она же на Западе холодильник для рюмок, есть по сути миска, в которую клали лед. На лед ставили опрокинутые ножкой вверх рюмки-фужеры-бокалы, что пожелаете. А в фестоны края миски как раз помещались плоские подставки, не мешая друг другу. Если вы хотели пить, специально обученный человек приносил вам из рюмочной передачи охлажденный бокал с охлажденным напитком, извлеченным тем же человеком из передачи ликерной, полубутылочной или бутылочной. Вы брали, пили и отдавали пустой бокал специально обученному. Тот нес к соответствующему столу, где стояла упоительная вещь — серебряный фонтан для вина, загадочная штука, возле которой 99 человек из 100 прочитавших сопроводиловку спросят, в каком месте тут фонтан, и вообще не самовар ли это? Так вот, это не самовар, это емкость для чистой воды, которой специально обученный мыл бокал. А затем вновь ставил его куда? В рюмочную передачу охлаждаться. Все счастливы, все смеются, а эрмитажники к вопросам привыкли.  

Но мы сейчас, ввиду того, что про Венсенн я сегодня не успеваю, про севрский декор сложной миски с фестончатыми краями, именуемой в России рюмочной передачей. 

Ну, он мог быть, допустим, просто золотом. Как (см. выше) на овальной рюмочной передаче 1760 г. из мягкого фарфора, где тот самый фестончатый край борта декорирован золотым бордюром из рокайлей и сетчатого орнамента. Причем орнамент в каждом завитке отличается от соседей. Вроде просто, но очень изысканно и красиво. Севр, короче. 

Поступление: 1928 г. из ГМФ; ранее - собр. Строгановых (Петербург). 


Ну или это могли быть букеты на белом фоне (кстати, попробуйте красиво и весьма достоверно написать хотя бы один цветок, уж не говоря о букете, на волнистой поверхности, и вы сразу поймете, за что фарфористы любили форму чашки литрон). А чтобы изыск подчеркнуть и оттенить, по краю борта и ножке пущены синий кант и золотая отводка. Ручки же в форме листьев аканта (традиционная форма рюмочной передачи именно с такими) не будем золотить, как на предыдущем экземпляре, но чуточку тронем синим и золотым.  Это вариант рюмочной передачи 1760-х гг., приобретенной Закупочной комиссией Эрмитажа в 1921 г. 


А можно крупные цветочные букеты оставить, малые убрать, а синий кант и золотую отводку преобразовать в орнаментальную зубчато-перистую кайму, и будет уже знакомый нам сервиз «Листья капусты». Его, как мы помним, приобрел лично для себя посол Барятинский, который то приобретал-заказывал на мануфактуре вещи для Романовых, то получал от этих Романовых по шее за то, что приходится постройку новых мастерских в Севре оплачивать. При Николае I сервиз купили в Зимний дворец. Хорошее приобретение. 

А вот вариант сервиза, за который, собственно, влетело Барятинскому, а Севр расширился территориально. Обещали необычную форму — выполняем! Обещали камеи — копируем, отливаем, режем и вставляем! Цветочный вензель, небесная голубизна, толстый слой золота, по которому, если вдруг детали в печи поплыли, можно резьбой несколько выправить впечатление, — все как договорено. И форму эту потом действительно не использовали. Правда, подозреваю, потому, что классический декор отлично ложится на старую, хорошо проверенную, еще 1750-х гг. 

Что и доказывает рюмочная передача бирюзового Юсуповского сервиза. И просто, и роскошно, и цветы, и золочение, и бирюзовый — все на месте. А уж насколько дешевле...

Правда, чуть позже с формой все-таки пытались экспериментировать. Вот хотя бы в 1788 г. в Синем сервизе антиквара Рудановского рюмочная передача из овальной стала круглой, фестоны борта приобрели особенную интересность формы, а ручки из листьев аканта превратились в идеально округлые. Что до росписи, то ее в каталоге именуют классицистической, скромной и орнаментальной. Ну что тут скажешь. Разве что — будем знать, в чем она, скромность фарфоровая... 

(продолжение следует) 


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded