anna_y

Categories:

Вазы времен суток, чрезмерное красноречие проповедника и экологически чистый материал: что общего

А что это за странная и явно не севрская посуда на первой картинке? А это у нас, дорогие граждане, т.н. дневные вазы, принадлежавшие небезызвестному семейству Габсбургов. Те, кто знает или по аналогии с ночными вазами догадался, для чего нужны дневные, сразу должны проникнуться глубоким уважением к оному семейству, ибо объемы воистину впечатляют. 

Для чего служили дневные вазы, если можно было сходить в сортир / туалет / попудрить носик и прочее и прочее? Вестимо, для ситуаций, когда сходить было нельзя. В дороге, при слишком длинном визите и т.п. Прибегала служанка, подсовывала вазу под юбки (трусов не было, кто не в курсе), и вуаля. Если служанки не имелось, можно было справиться и самой. 

Однако в истории дневных ваз осталась, подозреваю, самая возвышенная из всех причин, какие можно придумать для случаев «ну никак не могу отлучиться, а приспичило». Это, дорогие граждане, любовь к риторике, философии и богословской морали.  

А было так. 

Проповедник  Луи Бурдалу, весьма известная личность, иезуит и прекрасный оратор, толкал свои проповеди при дворе Людовика XIV. И его многочасовые речи его пользовались такой популярностью, что придворные, не желая пропустить ни единого слова златоуста, использовали понятно зачем дневную вазу удлиненной формы, прозванную бурдалю. Бедный, бедный иезуит. 

Как именно использовали бурдалю, изобразил прекрасный художник Франсуа Буше на картине, которая находится в открытом доступе на странице «бурдалю» в всеми нами любимой Википедии. Так что, ежели картинку ЖЖ сейчас за безнравственность закроет, можно смело обращаться туда. И да! 18+ строго! Остальные брысь!

Очень милое бурдалю (не севрское, правда) находится в Банном корпусе Петергофа. На его дне нарисован симпатичный глазик и размещена надпись по-французски насчет того, что мне снизу видно все, ты так и знай. Конкретно этот предмет принадлежал императрице Марии Александровне, и его присутствие в Банном корпусе связано с тем, что царственная туберкулезница проходила долгий и непростой курс ванн, обертываний, обливаний и т.п. Выйти попудрить носик возможно было не всегда, вот и появилось бурдалю, вообще-то куда более характерное для конца 17-18 веков.

Что до фарфора, то применение его считалось наиболее полезным для здоровья абсолютно всех частей тела, и тех, которые в районе применения бурдалю, тоже. Ниже — три самых что ни на есть севрских бурдалю из коллекции Метрополитен-музея.

В Эрмитаже дневных ваз нет, во всяком случае, нет в эрмитажном каталоге севрского фарфора 18 в. Зато есть прекрасная ваза ночная — горшок туалетный 1773 г., между прочим, большая редкость. Бурдалю сохранились лучше, видимо, на них нагрузка была поменьше, и вообще они прикольные, а горшок, он горшок и есть, что тут скажешь. Между прочим, еще в 1751 г. маркиза де Помпадур приобрела на Севрской мануфактуре pot de chambre rond, круглый туалетный горшок. Не наш, но наш тоже хорошего происхождения: он из коллекции Юсуповых. Не думаю, что им пользовались поколениями, но все же: так вот посмотришь-посмотришь, и быт знаменитого семейства станет как-то понятнее.  

Что до декора, то горшок, конечно, в духе «белый эмалированный с цветуечками». Но тут уж я осмелюсь возразить, что декор «цветы на белом фарфоровом фоне» был в свое время так хорош и любим, что производители эмалированных ночных ваз выбрали именно его не просто так. Ну, не повезло белым горшкам с полихромными цветами, так ведь и иезуит Бурдалу попал примерно так же.   

(продолжение следует)

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded