anna_y

Category:

Севрский фарфор. 7. Аптекарская ваза

Чтобы второй раз не вставать — кратенько про вазы имени флорентийских аптекарей, они же известные Медичи. Венсеннцы не придумывали данную форму, они ее потырили со знаменитой вазы в форме античного кратЕра, принадлежавшей с 1598 г. семейству Медичи (сейчас она в Уффици). Всякий приличный любитель древностей стремился иметь у себя хотя бы гравюру с вазой Медичи. Те приличные, что побогаче, заказывали вазы в камне.  С наступлением классицизма и примерно так до модерна каких только ваз Медичи не создали. На картинке выше — малахитовая пара из Большого просвета в Эрмитаже (по-моему, тут они временно в одном из просветов поменьше, но не суть). 

В общем, Венсенн тоже не прошел мимо. Любопытно не то, что они создали свою вазу Медичи, а то, что начали ее выпускать еще в 1740-е. Вот маленькая, но вполне себе гордая ваза Медичи из Лувра 1748 г. с перекрещенными L в количестве. 

А это малипусечки 1750 г. из музея Севрской мануфактуры. 


Однако в то время все же ваза Дюплесси (см. предыдущую серию) с ее рокайльными фишками явно была любима покупателем больше. Так что какое-то время античный кратер не был востребован. Впрочем, недолго. Уже в 1760 г. производится пара с узором «мозаик», которая находится сейчас в Компьене. Пардон муа за качество, лучше не нашла, а пара интересная. 


Но по-настоящему производство ваз Медичи разворачивается с 1780-х. 

При королях вазы еще сохраняют ручки, придающие вазе Медичи вид немножко вазы Дюплесси. Вот офигенной красы версальская пара 1780 г. 


Версальская же пара с канделябром 1785 г. 


Напоминаю, что вторая по величине севрская ваза 18 в., она же первая севрская ваза из твердого фарфора, по форме тоже ваза Медичи. Лувр, 1783, подарок Людовику XVI. 


А потом приходит ампир, и ручки исчезают. А еще все, что ниже, это только твердый фарфор, следовательно, только новые глазури. Конечно, они тоже очень красивые, но — другие. И прежняя мягкая глубина фона навсегда утрачена. 

Мальмезон, розовая пара Жозефины 1800-е. 


Фонтенбло, фиолетовая пара с цветами-фруктами, 1800-02, а сталбыть, Жозефины же. 


1807 г., Мальмезон, пара Жозефины. Вот вторая первая дама Франции, у которой был вкус на фарфор. 


С 1809 г. у ваз Медичи появляются, гм, ну пусть это будут ручки. Как я понимаю, вполне функциональные подсвечники. Неужели зажигали? Вообще-то фарфору такое не полезно... 

Ваза из кабинета Наполеона в Версале, 1809. 


Компьень, 1809 г., пара...  

...и еще пара.


Невероятная пара 1811 г. из Мета — со сценами, происходящими в парке Сен-Клу. На первой картинке для масштаба — обычная рокайльная вазочка сантиметров так двадцати, из венсеннских, кажется, времен. Без подсвечников, возможно, из-за размера, а может, мода опять сменилась.


Пока Наполеон поэтапно теряет лицо в России, в Севре делают вазу, посвященную его бракосочетанию с Марией-Луизой, красивую и ампирную. 1812, Версаль.


К сожалению, чем дальше в баню, тем пошлее шутки, Севр в 19 в. все больше становится не очень различим в общей ампирно-фарфоровой европейской массе. Впрочем, раз уж сегодня всё вазы французских властителей, пусть будут еще две времени Луи-Филиппа. Для полноты подборки. 

Начало Луи-Филиппа, 1831 г. Компьень. 

Финал Луи-Филиппа, 1844 г. Шантильи.

Уф. Теперь, наконец, можно и к остатку кювет. 

(продолжение следует)

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded