Category:

Севрский фарфор. 8. Майонез и маски

Самые затейливые и рокайльные кюветы на Венсенне начали производить с 1755-56 гг. Если предыдущие кюветы производили впечатление твердо стоящих на своих гнутых ножках, то в этих есть что-то от присевшей ненадолго на ровную поверхность бабочки. Второе, что их объединяет, — это отсутствие необходимости искать слово-якорь, которое очень облегчает запоминание заковыристостей такой, в общем, далекой (не знаю как от вас, а от меня — да) темы, как севрский фарфор. С якорями французы отлично справились сами.

С первым, впрочем, скорее нечаянно. Cuvette Mahon была изначально задумана как ваза в форме лодки, а название получила вообще-то в честь одной военной победы в Семилетней войне, о каковой победе вы скорее всего в жизни не слышали. Я лично была не в курсе, что на Балеарских островах вообще тогда воевали. Но вот было, однако, и в 1756 г. прекрасные доблестные французы захватили удерживаемый нехорошими, но упорными британцами порт Маон на острове Менорка. Никакого отношения к битве не имеют ни форма, ни роспись вазы. Но вы сейчас запомните, как она называется, гарантирую. Потому что в честь города Маон был также назван знаменитый соус à la Mahonnaise. Как-то так.  

Если ну очень напрячься, то можно заметить на первой картинке, изображающей cuvette Mahon 1757 г.р. из музея Хиллвуд в Вашингтоне, копье в центральном медальоне. Дальше можно попробовать связать копье с победой при Маоне. Но, думается мне, это все фигня. При обилии цветов на вазе это скорее намек на стрелы Амура, чем на французских вояк. 

Очень красивая по цвету и декору и очень отреставрированная небесно-голубая ваза 1757-60 г. из Мет. 

Дальше будут две кюветы в уже знакомом по предыдущим сериям сочетании двух фонов, зеленого и кобальтового, причем по кобальту узоры. В данном случае сетка с пуантиль на лицевой стороне и галечник на сторонах боковых и оборотной. 1760 г., английская королевская коллекция. 

Сuvette Mahon, 1760 г., Чикаго.

А это 1760-65 г., Лувр, кобальтовая пара, на лицевой стороне сценки, на оборотной букет на одной вазе и пейзаж на другой и поскольку французы очень жадные, фотографии на порядок хуже. 

Другой странный, но интересный способ декора, розовый мрамор (опять-таки отсылаю к предыдущим постам) — на паре из Британского музея 1761 г. ...

...и кювете 1761 г. из музея Гетти. Причем на этой последней сине-золотой узор по розовому — трех видов: решетка, пуантиль и червеобразный. Редкая комбинация, но Севр, как помним, был заточен на качество в ущерб количеству и экспериментировал через один предмет. Зато через два на третий получал шедевры.


Что до второй (и последней) кюветной формы — то это т.н. «ваза в форме гондолы», которую очень быстро прозвали сuvette à masques. И если посмотреть на силуэт вазы, то правильно прозвали. 

Несмотря на чрезвычайную элегантность и вообще красу кювет-масок, производили их недолго, с 1755 по 1762 г., и произвели сравнительно мало.  

Отличная ваза-маска 1757-58 гг. — в английской королевской коллекции. 

Хранители гордятся отличной охотничьей сценой на этой вазе, но мне, если честно, куда больше погони за оленем нравятся птицы на чудесных и совершенно разных по рисунку решетках в составе золотого обрамления медальона. 

Это, как мы помним, ручка. Выражение ее лица советую запомнить, потому что оно точно повторится в том, что вскоре сделали из вазы-маски венсеннские гении. 

Ваза-маска 1758 г. из коллекции Уоллес. Розовый помпадур, завитки и прочее по списку. 

Но вазы-маски важны не столько сами по себе, сколько тем, что кто-то гениальный на мануфактуре догадался накрыть их крышкой с дырочками. После чего функция емкости для живых или фарфоровых цветов была ими полностью утеряна. Зато родились самые знаменитые вазы-ароматницы, с парусом и с цветами. 

(продолжение следует)

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded