anna_y

Category:

Севрский фарфор. 9. Поднять паруса!

Мы остановились на моменте, когда вазу-маску накрыли крышкой.  Вот что получилось. Обратите внимание,  кювете не только выдали крышку, но и заузили раструб собственно вазы за счет довольно широкого и довольно дырявого бортика. С одной стороны, так лучше держится крышка. С другой — предмет становится более функциональным. Ибо перед нами — ароматница.  

Культура запахов — штука тонкая, сложная и вообще вкусовщина, в которую не будем углубляться. Обратимся лучше к термину «попурри». Сейчас это для нас солянка сборная из области музыки, но изначально pot-pourri состоит из pot (горшок) и pourri (увядший). Т.е. горшок с отверстиями, в который насыпали сухие (то бишь в некотором смысле увядшие) лепестки цветов, листья и прочие растительные ингредиенты, обладающие приятным запахом. Далее попурри размещали где-нибудь на столе или камине, и ваза потихоньку ароматизировала воздух. Что в 18 в. с его особенностями гигиены довольно актуально (а впрочем, будем честны, это актуально всегда). Этакий прообраз аромалампы.

Составляли попурри часто сами хозяйки, совершенствуясь путем многолетних экспериментов, не без обмена опытом и, само собой, секретных рецептов. 

В Севре производили немало моделей ароматниц, но самая накрученная, хрупкая и знаменитая — pot pourri à vaisseau, она же pot pourri en navire, вазы-ароматницы в форме парусных кораблей. Мамой предмета следует считать уже упомянутую cuvette à masques, производившуюся с 1754 г. Был, однако, и папа — т.н. неф, золотое или серебряное украшение западноевропейского стола в форме корабля, вошедшее в моду еще в средние века (см. Александровский зал Эрмитажа, там их в количестве, причем невероятно прекрасных). Ваза-маска плюс неф равно pot pourri en navire. 

Придумал и воплотил кораблики уже многократно мною упомянутый Жан-Клод Дюплесси, бывший королевский ювелир, обретший себя на фарфоровой ниве, и, что уж там, настоящий гений. Вообще вся эта военно-морская тема возникла не просто так, а в честь доблестного французского флота, который в 1756-1763 гг. участвует в Семилетней войне. Еще раз привет тебе, ваза имени майонеза. 

На мануфактуре до сих пор сохранились формы ароматницы и даже гипсовая модель, которая слегка, но не критично обломана. Корпус вазы имеет форму лодки с морскими масками по бокам. Из ртов масок выходят усеченные граненые бушприты. Крышка имитирует мачту с такелажем и парусами, а для полного плезиру с верхушки мачты спускается вымпел (мачта на гипсовой модели повреждена, но дальше будет крупно, не расстраивайтесь). Поэтому вполне логично еще одно название ароматницы: vaisseau à mat, мачтовый корабль.  

С этой стороны бушприт во рту маски сохранился. 

А здесь — нет.

Производство попурри-кораблей было недолгим по двум причинам, одна модная, одна техническая. В 1757 г. Дюплесси создал модель, в том же или следующем году произвели первый кораблик, а после 1764 г. вазы уже, так сказать, сняли с производства. Потому что, во-первых, 15 апреля 1764 г. умерла маркиза де Помпадур, и безумно дорогие и изысканные рокайльные навороты стали уходить в прошлое. А во-вторых, крышка в форме парусного такелажа — одна из самых технически сложных конструкций Севрской мануфактуры. Сначала что в такелаже, что в парусах на стадии частичного высыхания массы делали «обширные и замысловатые перфорации». Что само по себе сильно непросто. Но дальше становилось только хуже, потому что крышку следовало обжечь, сохранив ажурную сетку. Страшно даже представить процент отбраковки. Ну и себестоимость, а также стоимость. Конечно, Севр был заточен на шедевры, но шедевры в классическом вкусе оказались однозначно дешевле шедевров во вкусе рококо. 


Считается, что на мануфактуре было доведено до выпуска всего около двенадцати pot pourri en navire. До нашего времени сохранилось десять. Сама же форма считается вершиной изысканности и технического мастерства севрских фарфористов. 

Особенно сходили с ума по корабликам англичане (что взять с островитян). К середине 19 в. все десять известных ароматниц-кораблей находились в английских коллекциях. Сегодня один кораблик все-таки вернулся во Францию и находится в Лувре, зато из остальных пять в Великобритании и четыре в США. 

Существуют также в количестве кораблики, скопированные с севрских, но, конечно, попроще, производства ряда фарфоровых фабрик, особенно английской фирмы Mintons. 

А теперь, наконец, собственно вазы.

№ 1. Произведена не то в конце 1757 г., не то в начале 1758 г., в общем, самая ранняя из сохранившихся. Находится в Мет. Основной цвет розовый Помпадур, на лицевой панели в резерве херувимы. В общем, все очень рокайльно. Размеры кораблика 44,8 × 37,5 см. Считается, что он принадлежал до революции принцу де Конде, затем перешел к сэру Чарльзу Миллсу, баронету,  а в 1888 г. к лорду Хиллингдону.  

На мачтовом вымпеле лилии Бурбонов.

Херувимчики на лицевой стороне. 

На обороте, конечно, цветы.

Маска, задумчиво жующая бушприт.


№ 2. Кораблик 1759 г. из английской королевской коллекции. Поскольку это годы цветовых экспериментов, фон двух цветов, зеленый и синий.  На синем, как положено, золотой декор, в данном случае œil-de-perdrix, глаз куропатки. Подставка выполнена позже. Размеры собственно вазы без подставки 45,2 × 37,8 × 19,3 см. На лицевой стороне жанровая сцена в таверне в духе Давида Тенирса Младшего, на оборотной, как положено, цветочки. 

Это одна из немногих вещей, которые точно принадлежали маркизе де Помпадур. В конце 1759 г. она купила вазу на распродаже в Версале за 960 ливров. Вообще у маркизы было минимум три ароматницы-корабля, одна из них вот эта, приобретенная позже Георгом IV, другая сейчас в Лувре, насчет третьей спорят. 

Виндзоры свой кораблик любят и ценят, в 2017 г., согласно данным с сайта, он находился в Зеленой гостиной Букингемского дворца. 

Сеточка такелажа и сложный узор на полосах рядом — нечто вроде слезинок и полумесяцев.


 № 3. 1759 г., коллекция Фрика, Нью-Йорк. Приобретена в коллекцию в 1916 г. То же сочетание зеленого и синего фонов, но золоченый узор другой (не уверена, но вроде бы червеобразный, vermiculé). В резерве деревья с птицами. Пардон за качество, лучше не нашла.  


№ 4. 1760 г., Лувр. Происходит из отеля d'Evreux, построенного в предместье Сент-Оноре между 1718 и 1720 гг. для графа Эврё и приобретенного мадам де Помпадур в 1753 г. Ныне это Елисейский дворец, резиденция президента Франции в Париже. А с 1760 по 1764 гг. в спальне маркизы в особняке Эврё находился каминный гарнитур, состоявший из луврского кораблика, пары ароматниц типа «фонтан» или «дельфин» (ныне в музее Пола Гетти в Лос-Анджелесе) и двух ароматниц типа «жирандоль», местонахождение которых в настоящее время неизвестно. Гарнитур был выполнен в розово-зеленом стиле и доставлен маркизе 30 мая 1760 года вместе с двумя канделябрами, которые также хранятся в Лувре. В общем, в спальне царили цветы и благоухание. 

Размеры кораблика 37 х 35 см.  

В резерве на лицевой стороне сцена в стиле шинуазри по картине Буше. 

В резерве на оборотной стороне — цветы.


№ 5. 1760 г., музей Гетти, Лос-Анджелес. Те же розово-зеленые игры, что и в предыдущей вазе. На лицевой стороне жанровая сцена кисти художника по фарфору Шарля-Николя Додена, одного из лучших севрских мастеров. На оборотной стороне — цветы. 

Да, при обжиге могло выйти и кривоватенько, но не развалилось же. 


№ 6. 1761 г., коллекция Уоллес, Лондон. Размеры 44,1 × 36,9 см. Возможно, происходит из коллекции графа де Шуазель-Гуффье. Приобретена Ричардом Сеймур-Конвеем, 4-м маркизом Хертфордом, до 1865 г. Фон двухцветный, зеленый и синий с золотым vermiculé. 

В резерве лицевой стороны деревья и птицы. 


№ 7, 8 и 9. 1761 г., поместье Уоддесдон, Бэкингемшир, Англия. Да не удивит нас наличие 30% сохранившихся корабликов в Уоддесдоне — его в 1880е гг. построил некий барон, увлеченный коллекционер французского декоративного искусства. Звали его Фердинанд, а фамилия — Ротшильд. 

Первой важной покупкой барона, решившего коллекционировать севрский фарфор, была ваза-кораблик цвета bleu céleste (небесно-голубого), когда-то подаренная Людовиком XV предку принца Салерно. В 1861 г. барон Фердинанд купил ее у дилера Александра Баркера. В резерве лицевой стороны кораблика сцена битвы двух армий, одна в белых мундирах, другая в синих. На оборотной стороне, как водится, цветы. 

Вторая уоддесдонская ваза-кораблик — с кобальтовым фоном, на котором, согласно сайту, золоченый орнамент caillouté (галечник на песке), решетка и золотые свитки. В резерве лицевой стороны — крестьяне, сидящие за столом возле таверны, по картине «Деревенский праздник» Давида Тенирса Младшего. (Верю, но подтвердить качественными фото не могу за неимением оных, экие жадные эти Ротшильды). 

Барон Фердинанд приобрел сет из трех ваз, кораблика и двух ароматниц «с листьями мирта», из коллекции 5-го графа Спенсера. Вот так этот гарнитур обычно выставляется. 

Третий кораблик, редкого цвета «petit vert», был куплен у «миссис Йорк из Торки». В резерве лицевой стороны — сцена у пристани, в резерве оборотной стороны, как водится, цветы. Что здесь необычно, так это подставка, совершенно отличающаяся от всех остальных корабликовых подставок. Состоит она из триглифов (элемент дорического фриза, вертикальная плита с тремя вертикальными же врезами), между которыми золоченые дельфины.  Предполагается, что подставку по желанию заказчика изначально подогнали под существующий постамент, украшенный триглифами, дельфинами, ну, вы поняли. До барона Фердинанда, впрочем, постамент не дошел.   


И, наконец, № 10, 1764 г., художественный музей Уолтерс, Балтимор. Фон темно-синий, в резерве лицевой стороны моряки укладывают рыбу в бочки, на резерве оборотной стороны вместо привычных цветов морские трофеи. Подставка из золоченого дерева, более поздняя. 

Что здесь необычно, так это форма прорезей крышки. Вместо сложного узора, сочетающего слезинки и полумесяцы, здесь длинные вертикальные прорези. Возможно, это была попытка приспособить рокайльный кораблик к наступающим классическим временам. В ряде случаев, как мы помним, Дюплесси удалось это сделать. Но здесь — не вышло.  


Впрочем, ароматницами Севр богат не менее, чем кюветами, так что продолжение следует.


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded