Анна (anna_y) wrote,
Анна
anna_y

Categories:

О былом: Александровский парк Царского Села

Сходные ощущения были, когда листала каталог с тем, что распродали из Эрмитажа.
Где крюк, мыло и мочало на веревку?

Белая башня

Вблизи правого крыла Александровского дворца возвышается Белая башня. Сооружение спроектировал и построил архитектор А. Менелас в 1824 г. в псевдоготическом стиле. Оно предназначалось для игр великих князей Александра, Николая, Михаила и Константина - сыновей императора Николая I, занимавшихся на территории комплекса военными и гимнастическими упражнениями. Это архитектурное соружение было связано с актуальной политической ситуацией. На тот момент это был Священный Союз. Лучше всего это отражено в скульптурном убранстве Белой башни. В ее основании стояли сделанные В. И. Демут-Малиновским скульптуры рыцарей, представляющие англичанина, француза, немца и русского - представителей союзных государств.
Высота башни 37,8 метра. Стены постройки окрасили в белый цвет, отчего она и получила свое название. Вокруг башни разбили садик, окружили его земляным бастионом и опоясали рвом с водой. Весь комплекс огородили чугунной решеткой. Входом на территорию стала служить искусственная Руина в виде развалин средневекового замка.
Белая башня разделена как бы на три яруса поднимающимися кверху ступенями. Широкая, квадратная в плане, терраса служит основанием для кубического массива первого яруса. Высокие арочные оконные проемы и арка главного входа прорезают стены. По сторонам проемов располагаются ниши со статуями русских витязей и средневековых рыцарей. Над вторым ярусом поднимается высокий четырехгранный столп, скупо прорезанный оконными проемами и завершенный зубчатым парапетом.
На первом этаже находились столовая и буфетная, на втором - гостиная, на третьем - кабинет и спальня, а на верхнем этаже располагались гардеробная и помещение для библиотеки. Основные помещения башни - столовая, гостиная и кабинет - были отделаны в готическом стиле и расписаны художниками В. Додоновым и И. Бернаскони. Наибольший интерес представляла роспись стен в гостиной, изображавшая средневековых рыцарей, сражающихся с мусульманами. В отделке интерьеров башни принимали участие многие известные петербургские мастера: мебель изготовил придворный поставщик Г. Гамбс, паркеты выполнил мастер М. Знаменский, обойные работы - С. Шанин. Помещения в башне были украшены предметами вооружения из личного собрания императора Николая I. Внутренние помещения по высоте ярусов соединялись чугунной винтовой лестницей, которая заканчивалась выходом на верхнюю площадку башни, огражденную зубчатым парапетом. Отсюда открывался великолепный вид на парки, город и окрестности. У подножия террасы Белой башни установлены два чугунных изваяния львов.
Белая башня некоторое время использовалась для переговоров оптическим телеграфом с караульным дозором на башне, что стояла у казарм воздухоплавательного парка в Санкт-Петербурге. Высота сооружения сыграла отрицательную роль в ее судьбе в военное время: с башни хорошо просматривались и простреливались окрестности, а она в свою очередь служила отличной мишенью.
Стоящая рядом, у оконечности стены бастиона, декоративная Руина представляет собой две тождественные, круглые в плане башни, связанные между собой переходом, прорезанным высокой, полуциркульной аркой ворот. Они стилизованы под крепостные ворота с имитацией опускающейся решетки.
Двухэтажные пристройки к башням использовались под жилье. Зубчатый парапет, стрельчатые окна, обработка поверхности стен арками придавали зданию вид готических построек и связывали Белую башню и Руину в единый архитектурный ансамбль. Строительство в начале XIX века целого комплекса псевдоготических сооружений в Царском Селе отразило наметившуюся в архитектуре и обществе тенденцию отказа от канонов классицизма.
В ансамбль Белой башни входит и мост, идущий от ворот. В качестве предмостного укрепления по проекту В. Жуковского, воспитателя наследника Александра Николаевича (будущего императора Александра II), согласно учению знаменитого военного инженера Франции XVII столетия маршала Вобана, была возведена земляная крепость, в плане в виде восьмиконечной звезды - шанец с зубчатыми откосами, покрытый дерном.
Белая башня была почти полностью разрушена фашистами, остались лишь руины первого яруса на гранитном цоколе, и утилитарно восстановлена лишь в самые последние годы.


Шапель

Вот уже 175 лет в одном из самых живописных уголков парка возвышается, быть может, самое таинственное сооружение александровского царствования. Это так называемая Часовня, или Шапель. Шапель (в переводе с французского - часовня, капелла) расположена чуть западнее Китайской деревни. Эта искусственная руина построена в готическом стиле архитектором А. А. Менеласом в 1825-1827 гг. За основу замысла архитектор взял формы средневековых соборов, у которых порталы фланкировались башнями. По замыслу зодчего, сооружение представляло собой развалины монументального готического храма в виде двух квадратных башен, связанных между собой аркой. В арочном проходе был устроен вход в квартиру духовника императора. У основания свода - фигуры ангелов, исполненные В. И. Демут-Малиновским. Одна башня "обвалилась" и поросла деревьями, стены другой, обработанные по углам готическими контрфорсами, также несут на себе разрушительные следы времени. Башня завершается высокой шатровой кровлей с небольшими башенками-пинаклями с острыми шпилями. На центральной башне - флюгер.
Он виден далеко из-за деревьев. На стены и террасу этой искусственной руины вела специальная лестница, сохранившаяся и по сей день. Но ней можно пройти внутрь башни-часовни (капеллы). В верхнем зале башни была установлена статуя Спасителя работы немецкого скульптора И. Г. Даннекера, исполненная из каррарского мрамора в 1824 году в Штутгарте и хранящаяся сейчас в Государственном Эрмитаже. Скульптура была заказана Марией Федоровной - супругой Павла I и подарена сыну - Александру I. Стены внизу прорезаны стрельчатыми порталами-входами, а в верхних ярусах - большими стрельчатыми окнами. В оконные переплеты капеллы были вставлены цветные витражи с изображениями библейских сюжетов, а стены прорезаны искусственными трещинами. В 1827 году художник В. Додонов расписал свод капеллы и окрасил стены в светло-зеленый цвет. Из часовни можно было выйти на площадку, располагавшуюся над аркой проезда. За аркой находятся развалины столбов как бы существовавшего здесь когда-то храма.
Рядом с Шапелью, на берегу Виттоловского пруда, из громадных валунов циклопической кладки сложен грот, который значительно усиливает романтическое настроение, производимое Шапелью, полузакрытой кронами высоких деревьев.
Tags: пригороды
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment