Анна (anna_y) wrote,
Анна
anna_y

Category:

О былом-4: Екатерининский парк Царского Села

Адмиралтейство

На берегу Большого пруда, между Старым садом и Пейзажным парком, на месте деревянного шлюпочного сарая В. И. Неелов летом 1773 г. возвел три красных кирпичных здания под общим названием Адмиралтейство. Внутренняя отделка павильонов выполнена в 1774-1775 гг.
Все павильоны Екатерининского парка возведены в честь какой-нибудь победы русского оружия, и здания Адмиралтейства - не исключение: они построены в память присоединения к России Таврического ханства.
Адмиралтейство - пример романтического направления в архитектуре эпохи классицизма, характерного для дворцово-парковых ансамблей конца XVIII века. Симметричный ансамбль из трех павильонов, которые имеют своеобразный силуэт, напоминает крепостные сооружения. Красный кирпич стен, стрельчатая форма окон, зубчатые завершения башен, использованные в корпусах Адмиралтейства, - свидетельство увлечения мотивами готической архитектуры в украшении парков второй половины XVIII в.
Василий Иванович Неелов, отправленный Екатериной в 1770 г. в Англию вместе с младшим сыном Петром, получил от императрицы задание привезти чертежи "строений древнейших и новейших". Оставив сына доучиваться, Неелов вернулся через год со множеством гравюр и рисунков, часть которых позднее была вывешена на стенах верхнего зала Шлюпочного сарая (центральный корпус Адмиралтейства). В результате в Царском Селе появились новые типы фасадов в готическом стиле - Эрмитажная кухня, Адмиралтейство и другие.

Все три корпуса помимо декоративного имели и хозяйственное назначение. Центральный двухэтажный прямоугольный корпус со ступенчатым фронтоном и примыкающими по сторонам круглыми башнями, где расположены гранитные винтовые лестницы, называется Шлюпочный сарай.
В первом его этаже хранилась коллекция парусных и гребных лодок царскосельской "флотилии", среди которых были и экзотические: индейская пирога, китайский сампан, венецианская гондола, алеутская байдарка и другие, включая трешкоуты императрицы Екатерины II, турецкий калек Николая I (подарок султана) и другие. Во время Великой Отечественной войны эта коллекция погибла.
В башнях центрального корпуса располагаются лестницы, ведущие в большой светлый зал во втором этаже; зал назывался Голландским - по традиции, идущей от Петра I, морская тема в России часто связывалась с Голландией. Во время катания по озеру Екатерины II здесь играл оркестр. Пол зала был покрыт керамической плиткой, а стены облицованы белым кафелем. На стенах зала размещались 166 английских гравюр с изображением видов пейзажных парков, привезенные В. Нееловым из Англии в 1770 г. В 1901 г. в зале разместили огромный Готторпский глобус, получивший свое название по месту изготовления: его строили в Готторпском герцогстве в течение 10 лет, начиная с 1654 г., и в 1713 г. преподнесли в подарок императору Петру I. Во время Великой Отечественной войны Готторпский глобус был вывезен в Германию, в послевоенное время возвращен и сейчас находится в Академии Наук в Санкт-Петербурге.
В боковых флигелях размещались птичники, где содержались редкие красивые птицы: фазаны и павлины, которых разводили для придания экзотического вида паркам, а также белые и черные лебеди, плавающие по парковым прудам. Птичные корпуса решены одинаково: круглая башня, вкомпонованная в лицевой фасад, оформленный ступенчатым фронтоном.
В составе комплекса в 1781-1783 гг. В. И. Нееловым был выстроен и небольшой одноэтажный Матросский домик с металлическим штандартом над крышей, расположенный правее птичьего флигеля. В домике жили матросы-гребцы, которые в XVIII в. катали и перевозили гуляющих на остров Большого пруда.
В подражание голландским постройкам фасады шлюпочного сарая, двух птичьих флигелей и домов для матросов оставили неоштукатуренными.
На фоне красных кирпичных стен рельефно выделяются декоративные детали - наличники, тяги и др. Оконные проемы имеют остроугольные завершения. Проемы в башнях разнообразны по очертаниям: ромбические, круглые, щелевидные, с полуциркульным верхом.
Башни увенчиваются зубчатыми парапетами и шпилями. В Адмиралтействе, как и в Эрмитажной кухне, мы видим черты декора, характерные для раннего классицизма; белое обрамление окон и дверей, легкие белые рельефные изображения драпировок, пропущенных через кольца в верхних частях башен.
Между главным зданием и флигелями были вырыты два круглых пруда для птиц, а в одном из птичьих флигелей до 1917 года имелся бассейн для лебедей и уток с помещением для их зимовки.
До революции на берегу Большого пруда находился ажурный крытый причал для прогулочных лодок, построенный в 1774 году архитектором В. И. Нееловым и инженером И. К. Герардом.

Фасады павильона сейчас восстановлены в их первоначальном виде, в левом корпусе теперь размещается ресторан.



Турецкая баня


На мысе, вдающемся в Большой пруд, расположен изящный павильон, увенчанный двумя куполами и высокой башенкой в виде минарета - так называемая Турецкая баня.
Павильон был построен в 1852 г. по велению Николая I в память о заключении Адрианопольского мира, завершившего войну с Турцией 1828-1829 гг., и использовался как купальня.
Первый проект павильона, выполненный в 1848 г. К. И. Росси, не понравился Императору. Создание нового было поручено И. А. Монигетти - одному из крупнейших мастеров периода историзма в русской архитектуре, тонкому стилизатору, прекрасно чувствовавшему своеобразие различных архитектурных стилей. Он работал в течение двух лет и закончил проект в 1850 г.
Архитектор придал павильону вид мавританской мечети, использовав мотивы построек, зарисованных в Турции.
Строительство павильона велось под руководством А. М. Камуцци. Первоначально укрепили берег пруда, затем на глубину 3,2 метра была вынута земля и после утрамбовки дна котлована на него уложили слой бетона из гидравлической извести и гравия. Фундаменты павильона устроили бутовые на растворе извести. Под полами на кирпичных столбах возвели своды в 1,5 кирпича. Плоскости наружных стен расчленены тонко прорисованными тягами.
Купол был вызолочен, устроенные в нем люнеты служат для освещения помещения. Минарет увенчан шпилем с полумесяцем. Двери и большой купол украшает лепнина, повторяющая рисунок турецкого орнамента.
В 1852 г. все работы были закончены, включая устройство причала и замощение береговых откосов. Турецкая баня, последний по времени постройки павильон Екатерининского парка, удачно вписалась в ансамбль, не нарушив его единства.
Внутренние помещения были выполнены в "мавританском" стиле. В оформлении интерьеров использовали вывезенные во время русско-турецкой войны из Румелии (европейская часть владений Османской империи с центром в Софии) беломраморные детали внутренней отделки бани турецкой султанши. Вход в сени и далее в раздевальню открывал богато орнаментированный портал. В раздевальне нижняя часть стен была облицована цветной мозаикой, верхняя - украшена лепкой и орнаментальной живописью. В нише из олонецкого мрамора был устроен каскадный фонтан. Мыльня освещалась верхним светом; в ее стены были вделаны две чаши с кранами для теплой и холодной воды. Высокая и широкая арка связывала помещение мыльни с центральным восьмиугольным купольным залом, отделанным с наибольшей роскошью. Его главное украшение составлял бассейн из белого мрамора с расписным и позолоченным фонтаном. Здесь находились мраморные доски с высеченными на них стихотворными текстами, привезенные из Турции. Убранство помещений с подлинными деталями турецкой бани, восточными коврами, турецким диваном, бронзовыми фонарями и беломраморным бассейном дополняло восточную тему павильона.
Во время войны 1941-1945 гг. павильон был почти полностью разрушен. В 1953 г. восстановили только фасады Турецкой бани. Долгое время в павильоне располагалась лодочная станция.
Tags: пригороды
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments