Анна (anna_y) wrote,
Анна
anna_y

Category:

Дабы логически оформить плоды многолетних раздумий на тему воспитания детей

Итак. По-моему, здесь, как и везде в жизни, как учит нас мудрость веков, следует держать баланс.
Во-первых, первоочередной обязанностью родителя является защита воспитуемого от воздействия внешней среды.
Во-первых же, такой же первоочередной обязанностью того же родителя в тот же самый момент места, времени и воспитуемого является защита внешней среды от него.
На практике, мне думается, это выглядит так. Ребенок должен быть прикрыт, но прикрыт так, чтобы воздействие все же происходило. Лежать всю жизнь в теплой постельке, прикрытому заботливым родителем, есть верный путь к атрофии вообще всего, кроме органов громкого зова на помощь. Сталкиваться с окружающей средой полезно. Учиться на собственных примерах необходимо. Воспитываться можно и очень, очень нужно. Уметь защищать себя - без этого не выживешь. Между прочим, без умения защищать себя никогда не научишься защищать и другого... кроме случаев, когда для защиты другого опять же используется исключительно орган громкого зова на помощь.
Короче, пусть учится драться, потому что все равно это делать в нашем мире надо уметь. Без этого не повзрослеешь.
Конечно, при этом нельзя давать окружающей среде надавить на ребенка слишком сильно. Выяснение отношений со сверстниками - дело ребенка, выяснение отношений с учителями - желательно тоже дело ребенка. Кроме наиболее запущенных случаев. Выяснение отношений с окружающими должно осуществляться самим человеком - отсутствие подстраховки вредно, но еще более вредна подстраховка излишняя.

Одновременно - и это вторая сторона проблемы - следует учить ребенка а) воздействовать на окружающую среду, не стесняясь это делать и опять же не прибегая слишком часто к помощи органов громкого зова, б) уважать окружающих и уметь общаться с ними, то есть не калечить окружение слишком сильно.

Нетрудно увидеть, что все вышеперечисленное - стороны одной и той же проблемы. Не существует пары воспитатель-воспитуемый, это всегда треугольник, в который включено окружение, живое и как бы неживое тоже. Проблему надо осознавать и в каждом конкретном случае приходится решать индивидуально, со всем возможным вниманием к ребенку, к среде и к самому себе-воспитателю... попутно воспитываясь, естественно, ибо все мы несовершенны. Но если отрицать существование какой-либо из сторон проблемы, то последствия в виде плохо воспитанного ребенка, плохо проработанной окружающей среды и плохого состояния души воспитателя неизбежно свалятся последнему, а также средней и первому, на эквивалент голов.

Естественно, это трудно. Но учиться следует, ибо без этого никуда. Простейший пример баланса - езда на велосипеде - тоже требует определенных навыков, но если можно научиться ездить на велосипеде, может, и научиться воспитывать тоже как-то можно попробовать...
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments