Анна (anna_y) wrote,
Анна
anna_y

Category:

Италия + Флоренция + треченто + Виппер = странное ощущение счастья

У Муратова поразительный дар синтеза - у Виппера, несомненно, талант к анализу. Перед Италией я штудировала обоих, и очень помогло. Правда, сейчас, читая, вижу глубже то, что имелось в виду и прошло в первое и даже второе штудирование мимо мозга.
Вообще хороший искусствовед - это от Бога, потому что он, например, если берется описывать архитектуру, так просто обязан уметь перевести пластическое ощущение организации пространства в слово.
Виппер умеет. Местами абсолютно блистательно.

"Заканчивая обзор архитектуры флорентийского треченто, я хотел бы в двух словах упомянуть о светских постройках эпохи. В первую очередь следует назвать два главных правительственных здания Флоренции. Старейшее из них, выстроенное общиной для высоких представителей народной власти, для капитана дель пополо и для подесты, носило название Палаццо дель Пополо, а позднее, когда сделалось резиденцией полицейского начальника,п олучило прозвище Барджелло и теперь превращено в музей скульптуры.

Барджелло

Второе правительственное здание, более крупное по размерам и более массивное по пропорциям, было начато постройкой в 1298 году по плану Арнольфо ди Камбио. Это так называемое Палаццо деи Приори, или делла Синьория, так как оно служило местом совещания старейшин общины, теперь более известное под именем Палаццо Веккьо (то есть "старый дворец").
палаццо Веккьо

Для обоих зданий характерно вырастание непосредственно из земли, без всякого постамента, сплошным квадратным массивом. Оба здания врезываются мощным углом в небольшую сравнительно площадь, так что между их массивами и размерами площади нет никакого взаимного согласования. Двумя последовательными взлетами - сначала до выступающего вперед верхнего этажа, а потом до нового выступа башни - мрачный колосс дворца Синьории вздымается кверху, господствуя над городом.

палаццо Веккьо

Стены сложены из грубо обработанного камня (так называемой "рустики"), придающего зданию еще более суровый, воинственный вид. Окна разной величины, расположены несимметрично, с перерывами, без согласования осей. Отсутствие центрального портала и несоразмерно малая дверь в углу подчеркивают чисто готическое впечатление незаконченности, как будто здание находится в непрерывном процессе становления, роста".

палаццо Веккьо

Да, врезываются. Именно углом. Как нос океанского парохода примерно. Палаццо Веккьо раскраивает тамошнюю площадешку, и так-то весьма зажатую со всех сторон - и впечатление от него страшное, диковатое какое-то, как будто этот пароход сейчас тебя потопит.
Чтобы так написать, надо очень хорошо знать это место - ну, помимо таланта на слово и перевод ощущения пространства в слова.
Чтобы так почувствовать... не знаю, тоже, наверное, надо раз в жизни там постоять и посмотреть.
Даже барокко так с пространством играть не осмеливалось. Это уже наше время. Что-то от конструктивизма.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments