"Первое, что бросается в глаза при входе в храм Воскресения Христова (Спас на крови) в Санкт-Петербурге - удивительный мозаичный ковер его икон и орнаментов, покрывающий все внутреннее пространство, от цоколя до главного купола. Это единственный православный собор, мозаичное убранство которого составляет 7 065 квадратных метров, - одна из крупнейших мозаичных коллекций в Европе.
Создание убранства Спаса на крови стало новым этапом в развитии русского монументального мозаичного искусства. Мозаичные орнаменты храма гармонично переходят в мозаичные иконы, и в обрамлении цветного поделочного камня стен, иконостаса и киотов, а также мозаичного мраморного пола представляют собой редкое по красоте, незабываемое зрелище.
В 1895 году Комиссия по строительству объявила конкурс на исполнение мозаик для этого храма. В нем участвовали мозаичное отделение Академии художеств, немецкая фирма "Пуль и Вагнер", итальянские фирмы "Сальвиати" и "Sosieta Mussiva" и первая частная мозаичная мастерская А.Фролова, которая и стала победителем. Представленные ее мастерами образцы устроили членов комиссии, как по техническим , так и по художественным достоинствам, и особенно по срокам изготовления мозаик.
В мастерской Фролова мозаики набирали "обратным", или "венецианским" способом. Этот метод был рассчитан на исполнение масштабных композиций, воспринимаемых с большого расстояния. Живописный оригинал калькировался на плотную бумагу в зеркальном отображении. Рисунок разделялся на части, на каждую из которых наклеивали лицевой стороной кусочки смальты. Готовую мозаику окружали рамой и заливали цементным раствором. Мозаичные блоки крепились к стене. Швы между ними заполнялись мастикой, по которой композиция "добиралась" уже прямым способом набора.
Основу художественного метода составляли упрощение живописного рисунка, лаконизм цветового решения и четкость светотеневых ограничений. Декоративность такой мозаики в большей степени, чем мозаики, выполненной "прямым способом", зависела от оригинала, предоставленного художником. Прототипом подобного письма служила фресковая живопись новгородских и ярославских храмов XVII века.
Живописные эскизы для мозаик Спаса на крови создавали 32 художника, отличавшихся как степенью своего дарования, так и художественной направленностью. Лучше других восприняли специфику монументального искусства Н.Н.Харламов, В.В.Беляев, отчасти А.П.Рябушкин и В.М.Васнецов. Диапазон их творческой манеры весьма разнообразен: от византийских традиций и канонов академизма до стилистических приемов модерна.
Наиболее удачно проявилась взаимосвязь мозаики с архитектурными формами в наружном оформлении. Большинство этих мозаик набрано упрощенным способом, подчас кубики смальты повторяют кладку стены.
На южном фасаде храма привлекает внимание мозаика большого кокошника по эскизу Н.А.Кошелева "Христос во славе". Центральное место в композиции занимает четко вписавшийся в академический треугольник образ Христа. Все пространство мозаики пронизывает золотой поток лучей, исходящий от мандорлы. Обычный для этого сюжета сонм предстоящих ограничен двумя фигурами. Справа - св. Николай Мирликийский, соименный императору Николаю II, при котором храм был освящен. Слева - св. Александр Невский, покровитель города и императора Александра II. Модель Спаса в его руке указывает на причину возведения храма. Композиция этой мозаики достаточно трафаретна, отличается пестротой колорита, однако она органично вписалась в тимпан кокошника, что позволило А.Фролову назвать "Христа во славе" в числе лучших работ.
Главная утверждающая тема - надежда и спасение - нашла отражение в мозаике М.В.Нестерова "Воскресение Христа" на северном фасаде храма. На золотом фоне проема гробницы возвышается воздушная фигура Спасителя в белой погребальной плащанице, с тонким красным крестом в левой руке. Несмотря на смиренное выражение лица Господа весь Он - воплощение торжества жизни над смертью. Справа - бесплотная фигура ангела с развернутыми крыльями. Неяркий, сдержанный колорит, некоторая внешняя вялость помешали созданию яркого монументального образа Иисуса Христа.
Наиболее насыщена мозаичным декором колокольня, возведенная над местом смертельного ранения царя. Ее отличительная особенность - собрание 134 мозаичных гербов областей, губерний, уездов, городов Российской империи, внесших пожертвования на возведение храма Воскресения Христова.
На фасаде колокольни с трех сторон большого окна помещена трехчастная композиция по эскизам М.В.Нестерова. В центре изображен плат со Спасом Нерукотворным, несомый ангелами. К нему обращены взоры предстоящих, молящихся об искуплении греха за содеянное убийство. Справа - исполненный благоговения Иоанн Богослов. Слева - Богоматерь с молитвенно поднятыми руками, на фоне холмистого "умбрийского пейзажа". Колористическое решение композиции - насыщенные локальные цветовые пятна - подходит для монументального характера произведения. Однако умиротворенная покорность образов нарушает это впечатление.
С запада основание колокольни отмечено открытой часовней. На стене, под золоченым навесом, находится рельефный мраморный крест с распятым Христом, набранным по рисунку А.А.Парланда [от себя добавлю - знаменитое изображение с открытыми глазами]. По обеим сторонам "Распятия" - иконы святого преподобного Зосимы Соловецкого (небесного покровителя дня рождения Александра II - 17 апреля 1818 года) и святой преподобной мученицы Евдокии, поминаемой в день кончины императора 1 марта 1881 года.