Петербуржцы привыкли, что из дикой летающей живности каменные джунгли города населяют голуби, воробьи, вороны да чайки. Ну, еще синицы и утки. Но это далеко не так, уверяют орнитологи. В городской черте можно встретить практически все виды птиц, обитающих в нашем регионе. А это около 280 видов. Причем увидеть их можно не только в садах и парках.
Например, прочно обосновался в Петербурге сокол дербник, он отлично приспособился к жизни в городских условиях. Дербник — сокол небольшой, размером поменьше голубя. Но охотник исправный. Как правило, он оккупирует для проживания старые вороньи гнезда. Увидеть его можно даже в самом центре Петербурга, на Исаакиевской площади, если внимательно изучить антенны гостиницы «Астория» или скульптуры на Исаакиевском соборе. Оттуда он выслеживает добычу — воробьев. Ждет, пока они начнут купаться в лужах, намокнут и отяжелеют. А дербник тут как тут. На лету хватает воробушка и обедает тут же в скверике, сидя на лавочке.
А весной на лугу возле Медного Всадника иногда пасутся даже дикие перелетные гуси. Правда, увидеть здесь их можно только ранним утром, пока город еще спит.
Все больше в городе птиц семейства врановых. Причем не только ворон, но еще, например, соек и галок. Правда, число коренных питерских ворон, утверждает профессор Носков, выросло не очень значительно. И практически не отличается от времен двадцатилетней давности, когда проводились последние учеты их численности. Зато значительно больше стало ворон «залетных», перебирающихся в Петербург осенью на зимовку из северных областей, например из Архангельска.
Чем больше ворон, тем лучше. Во-первых, они стабилизировали численность голубей, разоряя их гнезда. Голубь — птица антисанитарная. Мало того что пачкает пометом архитектурные памятники, так еще может переносить инфекции. Вороны же не имеют обыкновения сидеть на скульптурах и карнизах домов, предпочитая деревья или прогулки по крыше. Так что видимого помета от них гораздо меньше.
Во-вторых, вороны — отличные городские санитары. Они поедают огромное количество таких пищевых остатков, к которым голубь и не притронется. И еще утилизируют: собачьи экскременты. Кроме того вороны мобильны в своих перемещениях и, курсируя в поисках пищи от одной помойки к другой, очищают город. Единственная неприятность в том, что вороны разоряют гнезда не только голубей, но и других птиц.