Анна (anna_y) wrote,
Анна
anna_y

Categories:

Архитектура Италии до 1250 года (2)

"Наибольшую близость к архитектурным тенденциям Северной Европы обнаруживает зодчество Ломбардии, которую долгое время ошибочно считали родиной романского стиля. Типичную структуру этой ломбардской романики мы найдем, например, в церкви Сант Амброджо в Милане, где впервые проявляется специфический признак ломбардской архитектуры - обилие скульптурных украшений в виде фантастически-стилизованного животного орнамента".

"Снаружи видны, кроме компактных стен портика, только часть фасада и две колокольни, сильно отличающиеся одна от другой: одна (IX века), простая и голая, называется Моначи (монахи); другая же, построенная по всем законам ломбардского стиля с нежнейшей вибрацией продольных пилястров, деликатным горизонтальным отделением аркатуры, - элегантная и праздничная, и называется она "Каноничи" (каноники).


Сант Амброджо


Как только заходишь в атриум, этот редчайший образец четырехстороннего портика в романском стиле, сразу попадаешь в гармоничные пропорции двускатного фасада, состоящего из трех аркад внизу и пяти - наверху, поднимающихся к центру и повторяющих форму крыши".

фасад базилики Сант Амброджо


звериный орнамент капители
звериный орнамент капители

"Что касается Рима, что в течение романского периода там прочно держатся традиции древнехристианской архитектуры. Излюбленной формой римского церковного зодчества остается базилика с традиционным планом, плоской крышей и горизонтальным антаблементом на античных колоннах".

В качестве примера - Санта Мария ин Трастевере, фасад XII века, за исключением статуй на портике. Что до интерьера, то в романский период, а также раньше, а также какое-то время и позже в Риме строили именно так.

фасад Санта Мария ин Трастевере

Нартекс. Очень характерная штука для раннехристианских и вообще римских базилик. Это такое помещение под портиком, где стояли те, кому в церковь было нельзя. "Рад бы в рай, но грехи не пускают".

нартекс Санта Мария ин Трастевере

Центральный неф, античная колоннада и за ней правый меньший неф. Хорошо виден плоский деревянный потолок.

интерьер

Каждая базилика заканчивается полукруглой апсидой с мозаикой в конхе, а внизу, как правило, табернакль, как здесь, или более поздний балдахин - и алтарь.

апсида Санта Мария ин Трастевере

Ну и полы мастерской Космати, само собою. Римские церкви без них себе представить сложно...

косматиевские полы

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments