Анна (anna_y) wrote,
Анна
anna_y

Categories:

Архитектура Италии до 1250 года (4). "Инкрустационный стиль"

Древнейшим дошедшим до нас образцом "инкрустационного стиля" является так называемая Бадия, то есть монастырь бенедиктинских монахов, во Фьезоле близ Флоренции, на фасаде которой частично сохранились следы мраморной облицовки, особенно тесно примыкающей к античным декоративным приемам.

Бадия во Фьезоле. Фасад

сохранившаяся облицовка на фасаде Бадии

Но самым блестящим созданием "инкрустационного стиля" можно считать маленькую церковку Сан Миньято, чудесно расположенную на холме, господствующем над Флоренцией. Церковь Сан Миньято выстроена в течение XII века, и ее мраморная инкрустация, как внутренняя, так и наружная, дошла до нас в почти полной сохранности.

Сан Миньято аль Монте

В плане Сан Миньято представляет собой трехнефную базилику без поперечного нефа, с большой криптой под высоким хором. Горизонтальный антаблемент покоится на арках, которые поддерживаются колоннами с коринфскими капителями. Влияние романского стиля сказалось в своеобразном ритме этих опор: вместо каждой третьей колонны поставлены мощные столбы, со всех четырех сторон снабженные полуколоннами; одна из этих полуколонн, обращенная к среднему нефу, выше остальных и поддерживает поперечную арку, переброшенную через центральный корабль. Этот прием особенно интересен тем, что никогда не встречается в античной конструкции, но зато прочно удерживается в тосканской, вплоть до Брунеллески, связывая, таким образом, архитектуру раннего Ренессанса с традициями романского стиля.

интерьер Сан Миньято аль Монте

Внутренние стены Сан Миньято облицованы белыми и черно-зелеными мраморными плитами, образующими простой геометрический узор.

облицовка интерьера

Но главную прелесть и своеобразие церкви Сан Миньято составляет инкрустация фасада, законченная уже в начале XIII века и представляющая собой совершенно самобытное, национальное создание тосканской архитектуры.

Нижний этаж состоит из пяти слепых арок, находящихся на коринфских колоннах.

нижний этаж наружной облицовки

Арочный фриз и фронтон более узкого верхнего этажа опираются на четыре пилястры, оси которых характерным образом не совпадают с вертикальным делением нижнего этажа.

второй этаж наружной облицовки

коринфская колонна наружной облицовки

деталь второго этажа

завершение фасада

Если в этом произвольном ритме членений сказывается несомненное влияние позднеантичной и византийской архитектуры, то сама идея плоского декоративного фасада является абсолютно новым изобретением, предвещающим архитектурные тенденции Ренессанса. Античной архитектуре, как и средневековой архитектуре северной Европы, вообще было чуждо понятие фасада как лица здания. Понятие фасада предполагает неподвижного зрителя, рассматривающего здание, как картину, с одной точки зрения и читающего в плоскости фасада как бы проекцию его внутреннего пространства. Такое представление пространства, заключающее в себе зародыш центральной перспективы, резко отличается как от пластической, словно всесторонне ощупывающей здание, античной архитектурной концепции, так и от сукцессивной, динамической концепции готики. И в этом смысле "инкрустационный стиль" Тосканы действительно заслуживает название Проторенессанса".
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments