Анна (anna_y) wrote,
Анна
anna_y

Categories:

Архитектура Италии до 1250 года (6). "Аркадный стиль"

Важное историческое значение флорентийского "инкрустационного стиля" станет нам особенно ясным, если мы привлечем к сравнению другую, внешне гораздо более блестящую страницу тосканского Проторенессанса - романскую архитектуру Пизы. В политическом и экономическом отношении Пиза за период с XI по XIII век представляла собой значительно более богатый и мощный культурный центр, чем Флоренция. Естественно, что и пизанская архитектура эпохи Проторенессанса, чрезвычайно пышная и богатая, всегда гораздо сильнее привлекала внимание туристов, чем скромный "инкрустационный стиль" Флоренции.


Главные постройки пизанского Проторенессанса - баптистерий, собор и знаменитая колокольня или кампаниле, которая благодаря неожиданному оседанию почвы во время постройки приобрела вид падающей башни, - все сосредоточены вместе. Сама идея пизанцев вынести свой собор за пределы города и поместить его в центре совершенно открытой площади для свободного рассмотрения со всех сторон решительно противоречит как средневековым обычаям, так и позднейшим тенденциям архитектуры Ренессанса и говорит о сильных восточных влияниях.

Campo degli Miracoli

Campo degli Miracoli

Только восточными влияниями может быть объяснен и своеобразный план собора, построение которого было закончено в 1118 году мастерами Бускето и Райнальдо: две базилики, одна пятинефная и другая трехнефная, пересекаются между собой в форме латинского креста. Большое сходство этого плана с древнехристианской базиликой Калат-Симан в Сирии, разумеется, не могло быть случайным.

в центре апсида трехнефной поперечной базилики, справа - апсида пятинефной главной базилики

Такой же восточный характер имеет и яйцевидный купол, возвышающийся над скрещением продольного и поперечного корабля.

купол собора. Перед ним - арабская трофейная скульптура грифона

С особенной пышностью обработан наружный облик собора. Фасад разбивается на пять мнимых этажей, из которых нижний расчленен семью арками, а верхние четыре этажа украшены открытыми галереями с тонкими, миниатюрными колонками.

фасад собора

Тот же мотив открытых колонных галерей использован и для украшения колокольни. Совершенно очевидно, что здесь мы имеем дело не с сознательным возрождением античных традиций, а с запоздалыми, искаженными, утерявшими свою первоначальную логику пережитками античной конструкции: с идеей греческого периптера [дословно храма, со всех сторон оперенного – то есть окруженного колоннами], в уменьшенных, почти ювелирных пропорциях перенесенного на круглую, многоэтажную постройку.

camppanile

campanile

Наконец, Пизанский баптистерий, законченный постройкой уже в XIII веке, наряду с романскими аркадами и галереями и со странным кеглевидным куполом, обнаруживает явные признаки готических влияний – в декоративных мотивах остроконечных фронтончиков, башенок и так называемых краббов.

ДЛЯ СПРАВКИ: крабб - в готической архитектуре - декоративная деталь в виде стилизованных листьев или цветов по краям вимпергов, пинаклей и других элементов готического архитектурного декора.

Пизанский баптистерий

купол баптистерия

готический пояс баптистерия


Все отмеченные свойства пизанской архитектуры романского периода, или так называемого «аркадного стиля», мало согласуются с понятием Проторенессанса. Перед нами не зарождение новых форм путем сознательного возвращения к античным первоисточникам, а изживание старинных традиций в перекрестном огне самых разнородных влияний. Если где в итальянской архитектуре понятие Проторенессанса имеет право на существование, то только в применении к флорентийскому «инкрустационному стилю», который действительно предвосхищает некоторые национальные особенности итальянского Ренессанса.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments