Анна (anna_y) wrote,
Анна
anna_y

Categories:

Архитектура Италии готического периода (2)

Проникновение бургундской готики произошло прежде всего в Южную Италию. Старейшей готической церковью в Италии является картезианское аббатство Фоссановы, выстроенное французскими архитекторами в 1208 году.

церковь аббатства

интерьер церкви. Бургундская готика

интерьер церкви. Бургундская готика

готические опоры и капители


Отсюда приемы бургундских строителей распространились на север и нашли себе наиболее благодарную почву в Умбрии и Тоскане, где францисканские и доминиканские монахи восприняли наследие картезианцев и развили энергичную строительную деятельность.


Первым образцом итальянской готики в точном смысле этого слова можно считать церковь Сан Франческо в Ассизи, которая строилась от 1228 до 1239 года. Уступчатый, террасообразный характер почвы обусловил построение церкви в виде двухэтажной базилики.

прямо - вход в Нижнюю базилику. Справа высокое крыльцо, по которому нужно подниматься до входа в базилику Верхнюю

Так называемая Нижняя церковь в Ассизи со своими тяжелыми, массивными пропорциями и плоскими сводами производит еще романское впечатление.

интерьер Нижней базилики

Напротив, Верхняя церковь, более стройная, обнаруживает уже ряд чисто готических признаков, например столбы в виде связки колонн или наружные контрфорсы наподобие южнофранцузской готики.

интерьер Верхней базилики со столбами в виде связки колонок

контрфорс Верхней базилики. Слева кампаниле - колокольня


Одновременно готические влияния начинают проникать в Тоскану и морским путем, через Пизу. Изумительная крошечная церковь Санта Мария делла Спина в Пизе представляет собой самый очаровательный образец своевольной итальянской готики. Эта чудесная, ювелирная в своей декоративности церковка показывает вместе с тем, какие внутренние причины мешали полному усвоению готики в Италии.

Готика - это чисто архитектурный стиль, стиль отвлеченных конструктивных сил и отношений. В Италии же художественная жизнь и художественное творчество направлялись главным образом пластическим чувством. Оттого-то главная строительная деятельность треченто находилась не в ведении профессиональных архитекторов, а в руках скульпторов и отчасти живописцев: Джованни и Андреа Пизано, Арнольфо ди Камбио, Джотто, Орканья и т.п. Не удивительно, что природное пластическое чутье заставляло их и в архитектуре добиваться прежде всего разрешения чисто скульптурных проблем.

S. Maria della Spina - вид с другого берега Арно. Церковь перенесена на более высокий уровень в XX веке, раньше ее постоянно подтапливало

S. Maria della Spina - необычный фасад на две оси

готический пояс

В особенности же это скрытое пластическое начало итальянского архитектурного творчества повлияло на изменение архитектурных пропорций. Готике, как стилю отвлеченно-архитектурному и притом сукцессивному по ряду своих представлений, чужда соотносительность пропорций между человеком и архитектурой. Именно эта "безотносительность" готических пропорций и является причиной того, что готические соборы кажутся столь неизмеримо огромными. Фактически эти размеры вовсе не так велики, если их сравнить с измерениями ренессансных церквей и если, например, вспомнить, что самый грандиозный средневековый собор мог бы целиком поместиться в одном нефе собора Св.Петра в Риме.

Этой иррациональности северной готики, этой невозможности охватить готическую структуру целиком, в одном взгляде, в одной картине, итальянская готика, сначала бессознательно, в силу своего пластического предрасположения кладет предел. Уже в треченто в Италии зарождается потребность, теоретически обоснованная Ренессансом, видеть в человеке меру всех вещей, согласовывать масштаб человеческого тела с пропорциями отдельных элементов архитектурной конструкции, с цоколем, с балюстрадой, размером окон и т.п.

Вследствие этой легкой измеримости, ясной соотносительности архитектурных пропорций с человеком, создания итальянской готики приобретают более спокойный, статический и, пожалуй, даже прозаический характер, теряя постепенно ту мистичность, сказочность, которая присуща наиболее совершенным созданиям французской готики. Но зато итальянским зданиям свойственны оптимизм, радость, просторность, светлость.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments