Анна (anna_y) wrote,
Анна
anna_y

Category:

Обещанное для Вики - не одно, так другое, или ГП и ВК: мелкий, но сравнительный анализ :D

Итак. Мне думается, что Роулинг вообще человек начитанный, мощно и совершенно сознательно играет многими стереотипами - и рассчитывает на внимательного и неглупого читателя, который все аспекты ее игры оценит по достоинству. Чего стоит четверка мушкете... ах, прошу прощения, Мародеров, - и граф Рош... эээ... Снейп, который тоже ведь неплохой человек, только правда у него своя. Диккенса много, очень много. Вообще, полагаю, надо быть англоязычным читателем и неплохо начитанным в соответствующей литературе, чтобы оценить все приколы. Но я, собственно, только об одном сейчас.

Мимо Толкиена Роулинг, само собою, не прошла. Да и странно оно было бы - основатель жанра, как-никак.

Не будем о мелочах - ну, типа Червехвоста, который сам понятно кому в ВК соответствует. Правда, надо отметить, что любой стереотип, в том числе и этот, Роулинг умудряется отыграть одновременно и вполне стандартно (плохой, подлый, хитрый маленький интриган, весь какой-то... гм... если я скажу - недоделанный, оно сильно оскорбит почтенную публику? Если что, я этого не говорила), и не очень стандартно, соответствуя уже не букве, но духу (а вот тут надо вспомнить, что Грима, в общем-то, как и Петтигрю, пригодится в час развязки. Вполне толкиеновская - и вполне роулинговская же - мысль), и еще издевательски (Грима, затесавшийся в ряды четырех мушкетеров... постмодернистское издевательство высокого уровня).

Так вот, данное постмодернистское же издевательство не обошло и один из главных конфликтов ГП.
А именно - противостояние Светлых Сил (Дамблдоры мы, а также Гэндальфы) и Сил Темных (Саурон и в какой-то степени Моргот - ну и Волдеморт, а также в какой-то степени Том Реддл, однако).



Если кто хочет длинного списка сходства между Дамблдором и Гэндальфом, то напрасно он того хочет. Подозреваю, что только пройдусь по верхам - а вы поищите, найдете много еще чего, ибо сопоставление едва ли не нарочитое. Очень, очень старенький дедушка с длинной-длинной белой бородой и очень своеобразным чувством юмора, скрывающий под хламидой, она же мантия, истинно нечеловеческую мощь... и это только так, на первый взгляд.
Однако различия между Дамблдором и Гэндальфом, пожалуй, еще более значимы для определения, в чем же здесь Роулинг постмодернула события. Опять же не будем о мелочах, что Гэндальф принципиально асексуален, а Дамблдор Минерве до сих пор в постель горячий шоколад носит. Не-а. Концепция другая.

Дамблдор - человек. И Дамблдор чем дальше, тем более беспомощен во многих отношениях. А кое в чем совершенно беспомощен с самого начала.
Гэндальф, он, конечно, тоже неоднократно прокалывался и со свойственной ему самоуверенностью оглашал список собственных ошибок. Но - как бы это выразить? - конечная цель Гэндальфа есть абсолютное торжество Света над Тьмой на данном средиземноисторическом этапе. Не вечна Тьма, ее победит Свет. Позитив, мир, расцвет pax aragornica.
Цель Дамблдора принципиально скрыта от читателя - но догадаться-то, в общем, не так уж трудно. Особенно после пятой книги. Вся его деятельность тоже посвящена борьбе с Сауро... эээ... Волдемортом, конечно. И по окончании данной деятельности ему явно нечего будет делать на просторах книги Роулинг, ибо воспитание подрастающего поколения есть вещь важная, но победить того, кто не к ночи будь помянут, явно последняя, самая важная и завершающая славный трудовой путь задача хогвартсовского Директора.
И, в отличие от Гэндальфа, уверенно идущего от победы к победе, Дамблдор чем дальше, тем больше теряет контроль над происходящим. Но следует заметить на берегу, что управлять событиями, будучи всего лишь человеком, пусть и волшебником, не в пример труднее, чем управлять событиями же, будучи могучей стихией в как-бы-человеческом обличье. Так что снижение образа Дамблдора по сравнению с Гэндальфом очень и очень кажущееся. Гэндальф мыслит масштабами народов и действует, двигая расы на новые свершения, - Дамблдор имеет дело с материалом куда более вредным и ригидным. А именно с людьми. Право же, возможно, легче победить Черного Лорда, чем заставить Снейпа простить Джеймса Поттера, не говоря уж о том, чтобы привить Сириусу хотя бы слабые начатки наличия царя в голове. Легче камень поднять, чем вымолвить слово "любить", вот так вот.

Что до Волдеморта, то Роулинг обсмеивает его по полной. В мире Толкиена принципиально невозможно, чтобы какие-то там близнецы Уизли били Саурона снежками в морду. А ведь бедный Волдеморт, сидевший на затылке у Реддля, именно так - пусть и сквозь тюрбан - получил от развитых и самостоятельных деток в первой книге. А во второй его вообще в унитаз спустили... пусть в виде призрака и на страницах дневника, но засоренный понятно чем унитаз в женском туалете... кто женщина, тот поймет, чем мы там засоряем обычно... бедный, бедный темный властелин.

Это не единственный прикол. Принципиальное и потешное снижение образа Волдеморта по сравнению с Моргото-Сауроном Толкиена состоит в том, что Том Реддл не просто человек, это бы полбеды, но он страшно закомплексованный. Длинная-предлинная речь его на кладбище перед тем, как попытаться убить Гарри, объясняется не тем, что он изображает классического злодея (хотя Роулинг, само собою, и этот штамп поприветствовала с распростертыми объятиями). Нет. Дело хуже. Он хочет доказать, что он крутой. Нет, вы подумайте только - чтобы Саурон доказывал себе и окружающим, что он крутой?
А не хотите, чтобы Саурон - то есть Волдеморт - до сих пор переживал от того, что другие учителя во время обучения в Хогвартсе его любили и доверяли, а Дамблдор!.. Этот Дамблдор!.. Такое ощущение, что бедный Реддл уже став Волдемортом мечтает лишь об одном - доказать Дамблдору, что... эээ... ДОКАЗАТЬ ДАМБЛДОРУ ВСЕ!

Нет, право же, это было бы смешно, когда бы не было так жалко - когда немолодой уже Черный Властелин с хорошим стажем плохой работы кладет жизнь на то, чтобы обратить на себя внимание бывшего преподавателя. Это уже не просто комплекс, это фиксация. Хуже, чем у Драко, право же. Причем утешить его нечем: в отличие от Гэндальфа, который явно - и принципиально - слабее Саурона, Волдеморт Дамблдору в общем-то явно не соперник. Вообще если почитать разговор в финале ОФ непредвзято и с холодной головой, в каком-то смысле он безумно смешон. А я тебе щас докажу! А я щас чего сделаю! Ну, давай, давай, убей меня! Ну, хоть убей - но только признай меня себе равным". И что? А ничего. "Том, зачем ты пришел? Как это глупо с твоей стороны". И все кино.

Все это не просто смешно. Дело еще и в том, что основной конфликт борьбы между двумя полководцами враждебных сил у Роулинг и у Толкиена тоже очень похож. Очень похож... и - совсем разный.

Но об этом чуть позже, ибо двух часов нету, а что смогла за сорок минут - то наклепала.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments