Наконец в 1284 году во главе строительных работ встал знаменитый скульптор Джованни Пизано, которому и принадлежит проект соборного фасада. В этом фасаде, который продолжает тенденции тосканского "инкрустационного стиля", столь ярко выраженные в церкви Сан Миньято, и заключается решительный контраст между итальянской и северной готикой. [Если мысленно убрать скульптуру и золото с фасада, то сходство с фасадом Сан Миньято действительно значительное]
Глубокие перспективные порталы, энергически вынесенная вперед скульптура, мощный взлет треугольных вимпергов сообщают фасаду собора новую для Италии живописную сложность форм, явно напоминающую о французской готике.
Однако, хотя Джованни Пизано включил в свой фасад целый ряд декоративных готических элементов - остроконечные фронтончики, башенки, розетки и т.п., но по существу идея мнимого фасада, как чисто оптической кулисы, закрывающей тело здания своей плоской декоративной игрой, в корне противоречит принципам французской готики.
Другое специфическое свойство итальянской готики, которое точно так же предвещает архитектурные принципы Ренессанса - преобладание горизонтальных направлений. Правда, Джованни Пизано завершает полукруглые арки портала заостренными фронтонами; правда, в соответствии с повышением среднего корабля он выдерживает вертикальное господство средней части фасада. Но вместе с тем он не позволяет башенкам, которые создавали такое неудержимое устремление кверху в североготических соборах, развивать до конца свою вертикальную энергию; характерные для готики высокие башни заменяются небольшими угловыми пинаклями.
Пизано сознательно резко подчеркивает все горизонтальные членения фасада; сильно выраженным карнизом над порталами, остро очерченным квадратом центральной розетки и в особенности темными горизонтальными полосами инкрустации, чередующей белые и красные мраморные плиты. Он сохранил горизонтальные пояса мраморной облицовки, характерные для "инкрустационного стиля", полуциркульные арки, антикизированные прямоугольные очертания дверей, придающие фасаду уравновешенность и математическую ясность членений.
Стремление к равновесию сказывается и в традиции завершать церковный фасад большим треугольным фронтоном.
Еще сильнее эта горизонтальная тенденция цветной инкрустации проявляется во внутреннем облике собора, где полукруглые арки, опирающиеся на редкие, массивные столбы с полуколоннами, создают совершено не похожее на североготический интерьер впечатление широкого, просторного пространства.