Анна (anna_y) wrote,
Анна
anna_y

Categories:

Архитектура Италии готического периода (3), или О моя рыжая Сиена...

Эпоха расцвета итальянской готики начинается с собора в Сиене. К его построению было приступлено в 1220-е годы; с 1259 года руководство постройкой находилось в руках монахов из Сан Галгано, которые сообщили собору черты ранней, бургундской готики.


Tournus, Burgundy - как образец бургундской готики

неф Сиенского собора вполне в духе бургундской готики

собор до сих пор главное здание Сиены

купол, трансепт и апсида


Наконец в 1284 году во главе строительных работ встал знаменитый скульптор Джованни Пизано, которому и принадлежит проект соборного фасада. В этом фасаде, который продолжает тенденции тосканского "инкрустационного стиля", столь ярко выраженные в церкви Сан Миньято, и заключается решительный контраст между итальянской и северной готикой. [Если мысленно убрать скульптуру и золото с фасада, то сходство с фасадом Сан Миньято действительно значительное]
Глубокие перспективные порталы, энергически вынесенная вперед скульптура, мощный взлет треугольных вимпергов сообщают фасаду собора новую для Италии живописную сложность форм, явно напоминающую о французской готике.
Однако, хотя Джованни Пизано включил в свой фасад целый ряд декоративных готических элементов - остроконечные фронтончики, башенки, розетки и т.п., но по существу идея мнимого фасада, как чисто оптической кулисы, закрывающей тело здания своей плоской декоративной игрой, в корне противоречит принципам французской готики.

фасад Сиенского собора

Другое специфическое свойство итальянской готики, которое точно так же предвещает архитектурные принципы Ренессанса - преобладание горизонтальных направлений. Правда, Джованни Пизано завершает полукруглые арки портала заостренными фронтонами; правда, в соответствии с повышением среднего корабля он выдерживает вертикальное господство средней части фасада. Но вместе с тем он не позволяет башенкам, которые создавали такое неудержимое устремление кверху в североготических соборах, развивать до конца свою вертикальную энергию; характерные для готики высокие башни заменяются небольшими угловыми пинаклями.

фасад Сиенского собора

пинакли

Пизано сознательно резко подчеркивает все горизонтальные членения фасада; сильно выраженным карнизом над порталами, остро очерченным квадратом центральной розетки и в особенности темными горизонтальными полосами инкрустации, чередующей белые и красные мраморные плиты. Он сохранил горизонтальные пояса мраморной облицовки, характерные для "инкрустационного стиля", полуциркульные арки, антикизированные прямоугольные очертания дверей, придающие фасаду уравновешенность и математическую ясность членений.

Стремление к равновесию сказывается и в традиции завершать церковный фасад большим треугольным фронтоном.

фронтон, завершающий фасад собора

Еще сильнее эта горизонтальная тенденция цветной инкрустации проявляется во внутреннем облике собора, где полукруглые арки, опирающиеся на редкие, массивные столбы с полуколоннами, создают совершено не похожее на североготический интерьер впечатление широкого, просторного пространства.

интерьер Сиенского собора

шаг между столбами совершенно не готический
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments