Анна (anna_y) wrote,
Анна
anna_y

Categories:

Архитектура Италии готического периода (4). Собор в Орвьето.

По-прежнему по Випперу и Смирновой.


не Сиена, конечно, но собор тоже здесь самый главный

Знаменитый фасад собора в Орвьето представляет собой, с одной стороны, приближение к формам северной готики, с другой стороны, дальнейшее развитие идеи плоского, декоративного фасада. Уступая фасаду Сиенского собора в кипучести пластической жизни, фасад в Орвьето превосходит его более органическим слиянием отдельных частей в оптическое целое.

фасад собора

Вертикальные и горизонтальные членения проведены здесь более последовательно, с точным согласованием нижнего и верхнего этажа; аркадная галерея непрерывно проходит через весь фасад, точно так же, как боковые столбы-башни вырастают непосредственно из цоколя и сплошным пучком линий устремляются кверху. В боковых порталах их движению соответствуют стрельчатые своды. Вместе с тем преизобилие пластических украшений Сиенского собора здесь значительно сокращено, замененное цветным узором мозаик, оно как бы переведено на язык более плоскостный и более красочный.

порталы и аркадная галерея между этажами

боковые пинакли и часть мозаики центрального фронтона


Что касается интерьера, то строители собора (руководителем постройки был некий фра Бевиньянте из Перуджи) во многом опять же исходили из традиций тосканского зодчества XII века, а непосредственным образцом для них был, видимо, Сиенский собор с его полуциркульными арками и двухцветной полосатой облицовкой стен и колонн.

а вот такой собор сбоку - неф тоже очень полосатый

В Орвьето эти мотивы приобретают новую выразительность. Интерьер собора с его великолепной пространственностью, праздничным свечением полированной поверхности белого и темно-зеленого мрамора, пластической мощью энергично круглящихся колонн и грандиозным размахом плавных арок не имеет равных в Италии этого времени; в его облике проступают отголоски классической традиции.

интерьер

По размерам собор в Орвьето очень близок (по-видимому, не случайно) одной из самых почитаемых раннехристианских базилик - просуществовавшей до начала XVI века базилике Св.Петра в Риме. Однако если в раннехристианских базиликах с их бесконечным ритмом множества уходящих к алтарю колонн есть таинственная беспредельность, в Орвьетском соборе пространство обретает конечность, стройную и легко постижимую структуру. Оно делится на три нефа монументальными, соразмерными масштабам интерьера опорами - десятью гигантскими одиннадцатиметровыми колоннами. Замечательны геометрическая правильность и обозримость этого пространства, отчетливость мерного чередования планов и пластическая ощутимость форм. В этой архитектуре воплощены начала нового мироощущения, основанного на представлении о грандиозности мироздания и вместе с тем - постижимости, материальности его структуры.

план собора

колонны действительно огромные - туристическая фигурка устанавливает масштаб

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments