В готический период, как и в романскую эпоху, основой организации пространства остается ритм аркад, но масштаб их укрупняется, что делает чередование пространственных планов более четким. Подчеркивание горизонтальных тяг выявляет и упорядочивает перспективное сокращение, а пространству придает особую кристалличность. Отсюда та идеальная правильность и просветленный покой, которыми поражает грандиозный внутренний двор пизанского Кампо Санто - монументального кладбища, сооруженного строителем Джованни ди Симоне (начато в 1278).
Нигде итальянская готика не достигает такой чистоты, такой самобытности и вместе с тем такого приближения к Ренессансу, как во Флоренции. Из ритмического стиля готика здесь превращается в пространственный стиль. Флорентийские архитекторы стремятся остановить, стабилизировать непрерывное движение северной готики. Поэтому их совершенно не привлекают столь характерные для пламенеющего стиля задачи сложных звездных или веерообразных сводов; для них теряют всякий смысл вырастающие прямо из земли, неудержимо устремляющиеся кверху пучки столбов.
Опоры несут тяжесть, становятся проще, массивней, короче и реже, а интервалы между ними - шире. Стены приобретают все большую протяженность, а окна, напротив, делаются все меньше, и из них исчезает оживленный узор цветных витражей. Правда, флорентийская готика некоторое время удерживает форму стрельчатой арки, но как чисто случайный, не связанный с сущностью конструкции придаток, от которого тем легче было вернуться к полукруглой арке романского стиля, сделав новый шаг в сторону Ренессанса.
Столь же резко бросаются в глаза и отличия в наружном облике флорентийских готических церквей, где отпадает не только вся система контрфорсов, но и обе башни по фасаду.