Анна (anna_y) wrote,
Анна
anna_y

Categories:

Архитектура Италии готического периода (5).

Одним из парадоксов итальянской архитектуры треченто часто считается отсутствие ясно выраженного перелома. Но парадокс этот в значительной мере мнимый. Традиционные средневековые схемы подвергаются в Италии такой трансформации, подчиняются столь необычным задачам и идеям, что можно говорить о зарождении нового архитектурного мышления. Вертикализм, полифоничность форм, тяготение к дематериализации, свойственные западноевропейской готике, остались чужды итальянской архитектуре. Готическим "пучкам колонн" в Италии предпочитают столбы и колонны классических пропорций, сводчатым перекрытиям - балочные; даже стрельчатая арка приобретает здесь широту и плавную мощь.

В готический период, как и в романскую эпоху, основой организации пространства остается ритм аркад, но масштаб их укрупняется, что делает чередование пространственных планов более четким. Подчеркивание горизонтальных тяг выявляет и упорядочивает перспективное сокращение, а пространству придает особую кристалличность. Отсюда та идеальная правильность и просветленный покой, которыми поражает грандиозный внутренний двор пизанского Кампо Санто - монументального кладбища, сооруженного строителем Джованни ди Симоне (начато в 1278).

внутренний двор Кампо Санто

внутренний двор Кампо Санто


Нигде итальянская готика не достигает такой чистоты, такой самобытности и вместе с тем такого приближения к Ренессансу, как во Флоренции. Из ритмического стиля готика здесь превращается в пространственный стиль. Флорентийские архитекторы стремятся остановить, стабилизировать непрерывное движение северной готики. Поэтому их совершенно не привлекают столь характерные для пламенеющего стиля задачи сложных звездных или веерообразных сводов; для них теряют всякий смысл вырастающие прямо из земли, неудержимо устремляющиеся кверху пучки столбов.

сложные своды Амьенского собора

веерные своды Амьенского собора. Стена, прорезанная огромными окнами

своды флорентийского собора Санта Мария дель Фьоре


Опоры несут тяжесть, становятся проще, массивней, короче и реже, а интервалы между ними - шире. Стены приобретают все большую протяженность, а окна, напротив, делаются все меньше, и из них исчезает оживленный узор цветных витражей. Правда, флорентийская готика некоторое время удерживает форму стрельчатой арки, но как чисто случайный, не связанный с сущностью конструкции придаток, от которого тем легче было вернуться к полукруглой арке романского стиля, сделав новый шаг в сторону Ренессанса.

интерьер Амьенского собора

интерьер Реймсского собора

интерьер церкви Санта Мария Новелла во Флоренции



Столь же резко бросаются в глаза и отличия в наружном облике флорентийских готических церквей, где отпадает не только вся система контрфорсов, но и обе башни по фасаду.

неф Реймсского собора

деталь нефа Амьенского собора. Те же 'готические джунгли'

неф церкви Санта Кроче во Флоренции

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments