Анна (anna_y) wrote,
Анна
anna_y

Categories:

Архитектура Италии готического периода (6)

Наиболее готический вид имеет стариннейшая из готических церквей Флоренции, церковь доминиканского ордена Санта Мария Новелла, которую так любил Микеланджело и называл своей невестой. Ее строители - доминиканские монахи фра Систо и фра Ристоро, постройка ее продолжалась от 1278 до 1360 года.

Благодаря своим гармонически пропорциональным крестовым сводам и мягко расчлененным на полуколонны столбам Санта Мария Новелла, пожалуй, более всех других итальянских церквей приближается к готическому духу. Но вместе с тем ее просторные аркады, ее широкий средний неф по соседству с двумя узкими боковыми создают совершенно чуждое для готики впечатление спокойной, немного суровой простоты.

гармонические и пропорциональные своды центрального нефа

не менее гармонические и пропорциональные своды бокового нефа и мягко расчлененные на полуколонны столбы


До сих пор не выяснено, нужно ли приписывать случаю или сознательному намерению строителей один из удивительных эффектов Санта Мария Новелла. Дело в том, что эта церковь строилась в несколько приемов и, как ясно видно по плану, имела неравное расстояние между столбами - или, по французскому выражению, неравные травеи. Постройка началась с восточной части церкви, с хора, где звенья центрального нефа имеют продолговатую форму. При продолжении постройки на запад аркады были расширены и звенья приобрели квадратную форму.

план, по которому ясно видны неравные травеи - два самых восточных, т.е. верхних, столба правой и левой цепочек стоят много ближе остальных

а вот и сами столбы. Вглубь и пониже - продолговатое звено. Правее - первое из как бы нормальных квадратных звеньев


Благодаря увеличению интервалов к западу, в сторону портала, для входящего в церковь посетителя создается удивительный перспективный эффект: пространство среднего корабля кажется значительно более глубоким, чем оно есть на самом деле.

оно, пространство, вполне себе кажущееся более глубоким


Подобная смелая, чисто оптическая игра с пространством была чужда не только готической архитектуре, но даже и Ренессансу, и впервые аналогичное разрешение пространственной проблемы мы встретим лишь в архитектуре барокко.
Самый впечатляющий пример, пожалуй, это знаменитая галерея Борромини в римском палаццо Спада, спланированная таким образом, что кажется в два с половиной раза длиннее себя реальной.

перспектива галереи

секрет фокуса на объемной модели

такой она кажется

а вот такая на самом деле...


Однако не только внутренность церкви Санта Мария Новелла, но и ее фасад заключает в себе элементы, предвосхищающие стиль барокко. К обработке фасада было приступлено около 1300 года, и в течение XIV века его традиционная флорентийская инкрустация из белых и черно-зеленых мраморных плит была доведена до карниза нижнего этажа. Продолжение работ по фасаду последовало только в середине XV века под руководством Леоне Баттиста Альберти. Именно ему принадлежит блестящая идея маскировки боковых скатов крыши и гармонического слияния верхнего и нижнего этажей путем декоративного мотива так называемой волюты. Так на переходе от готики к Ренессансу, задолго до возникновения стиля барокко, был создан один из самых популярных декоративных мотивов последнего.
фасад Санта Мария Новелла. Первый этаж - треченто, второй - ренессансный, работы Альберти

выше карниза с традиционной инкрустацией - маскирующая угол крыши волюта. Первая в Италии. Потом их было много

допустим, в начале барокко - церковь Иль Джезу в Риме. На снимке чуть сбоку четко виден скос крыши, ради маскировки которого и затеяна оная волюта

там же - верхняя завитушка волюты крупным планом

или в эпоху расцвета барокко - такая вот затейливая крохотулька на углу фасада Санта Мария ин Кампителли, тоже в Риме


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments