Анна (anna_y) wrote,
Анна
anna_y

Categories:

Архитектура Италии готического периода (10)



Помимо завершения кампаниле Таленти развил энергичную деятельность также и по постройке самого собора, почти доведя до конца его продольную базилику. Но в шестидесятые годы XIV века наступил решительный перелом в построении собора, в котором сказалась неудовлетворенность готическими традициями и потребность в новых архитектурных формах. С этого момента готика в Италии быстро идет к своему окончательному разложению [за терминологию Виппера не отвечаю]. Вокруг постройки собора разгорается борьба партий, в которой принимает участие почти все население Флоренции. Один проект сменяется другим, объявляются конкурсы на достойное продолжение собора, созываются комиссии из художников и городских деятелей. Наконец в 1367 году комиссия остановилась на проекте, сходном с проектом Арнольфо ди Камбио и предусматривавшем в завершение продольной базилики огромное купольное пространство. Все предшествующие проекты и модели были уничтожены, и участники совещания произнесли торжественную клятву ни на шаг не отступать от этой "модели художников и мастеров", как она тогда была названа.

По новому проекту постройка продолжалась в течение всего XIV и первых десятилетий XV века. Однако задумать огромное купольное пространство было легко, но перекрыть его куполом оказалось делом непосильным для архитекторов треченто. Только в 1420 году идея купола достигла своего осуществления, когда Брунеллески в сотрудничестве со скульпторами Донателло и Нанни ди Банко выработал модель купола, согласно которой с 1436 года и началось его возведение. Наконец уже после смерти Брунеллески по его плану был воздвигнут фонарь купола.

купол собора

фонарь купола

Не приходится удивляться, что в силу своей длительной и противоречивой истории собо Санта Мария дель Фьоре не получил цельного художественного завершения. Наиболее сильное впечатление он производит снаружи, особенно издали, например с холма Сан Миньято, когда господствует над Флоренцией чудесным силуэтом своего темно-красного купола и его массивные стены четко вырисовываются в красочных контрастах флорентийской инкрустации.

вид от Сан Миньято аль Монте

Внутри собор несколько отпугивает своей мрачностью и известной несогласованностью больших пространств. Но, быть может, эта несогласованность и свидетельствует лучше всего о творческой силе флорентийского художественного гения, упорно создававшего собственный национальный стиль. Правда, флорентийский собор еще нельзя назвать ренессансным, это все-таки готик, но готика уже лишившаяся ряда своих специфических свойств. На плане собора сразу видно противоречие двух главных его частей - продольной базилики и центрического купольного пространства. Особенно если учесть, что Таленти еще увеличил последнее - по сравнению с первоначальным планом ди Камбио.

план собора Арнольфо ди Камбио и современный собор

Войдем внутрь собора. Столбы, поддерживающие своды, так тонки и расставлены так редко, что зритель находится целиком под впечатлением одного их большого пространства (вспомним, что при длине 153 м и ширине почти 41 м в соборе всего шесть опор).

вот они, все шесть опор продольной базилики

Кроме того, ширина сводов и аркад совершенно уничтожает иллюзию их вертикального устремления. Это отсутствие вертикального движения сводов Таленти подчеркнул, пожалуй, несколько грубым, но вполне проникнутым духом Ренессанса приемом - широкой горизонтальной полосой галерейки на темных деревянных консолях. В результате зритель совершенно не испытывает характерного для готического собора ощущения неудержимой тяги в небесную высь, не сознает огромной высоты сводов (своды флорентийского собора имеют в вышину 41 м и эта высота сводов превзойдена только в Кёльнском и Амьенском соборах); точно так же, как не сознает зритель и чрезвычайной длины базилики (вспомним, что она составляет 153 м и превосходит буквально ВСЕ как итальянские, так немецкие и французские готические соборы).

Подобное впечатление равновесия пространственных измерений, совершенно незнакомое готике, составляет главную оптическую основу стиля Ренессанса. Любой готический собор Европы уместится в ренессансном соборе Св.Петра в Риме - но, стоя там, под куполом Микеланджело, этого совершенно не осознаешь.

Кёльнский собор c воздуха. Если сравнить с аэроснимками Санта Мария дель Фьоре, видно, насколько они разнятся в плане

Кельнский собор с воздуха

интерьер Кёльнского собора

интерьер Амьенского собора

интерьер флорентийского Дуомо

интерьер флорентийского Дуомо. Видна темная полоса галерейки на деревянных консолях


Еще более длина базилики проигрывает от соседства огромного купольного пространства. Достаточно посетителю ступить под могучий купол Брунеллески, как он совершенно забывает о существовании базилики, он явно мыслит себя находящимся в центрическом пространстве. В этом смысле борьба проектов и мнений вокруг флорентийского Дуомо приобретает символическое значение - борьбы против средневековой продольной базилики за всестороннее центрическое здание, или, иначе говоря, борьбы за статическое восприятие пространства. Однако, как ни велики технические заслуги Брунеллески в перекрытии куполом столь грандиозного пространства, как ни благородны контуры купола снаружи, внутри купольное пространство собора еще обнаруживает много дефектов. Освещение, падающее через круглые отверстия тамбура, слишком скудно; из восьми стен, поддерживающих купол, только четыре имеют оконные проемы, остальные же замкнутой сплошной массой несут тяжесть купола.

купол Брунеллески изнутри


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments