Анна (anna_y) wrote,
Анна
anna_y

Categories:

Архитектура Италии готического периода (11)



Заканчивая обзор архитектуры флорентийского треченто, следует упомянуть и о светских постройках эпохи, в первую очередь о двух главных правительственных зданиях Флоренции.

Старейшее из них, выстроенное общиной для высоких представителей народной власти, для капитана дель пополо и для подесты, носило название Палаццо дель Пополо, а позднее, когда сделалось резиденцией полицейского начальника,получило прозвище Барджелло и теперь превращено в музей скульптуры.

Барджелло

Барджелло

Второе правительственное здание, более крупное по размерам и более массивное по пропорциям, было начато постройкой в 1298 году. Это так называемое Палаццо деи Приори, или делла Синьория, так как оно служило местом совещания старейшин общины, теперь более известное под именем Палаццо Веккио (то есть "старый дворец"). В строительство Палаццо Веккио флорентийцы вкладывали особый смысл: здание было воздвигнуто как символ торжества пополанской партии - об этом должна была напоминать необычно обширная [для Флоренции, само собою]площадь, образовавшаяся после того, как был сравнен с землей стоявший здесь замок рода Уберти, вождей гибеллинской партии.

палаццо Веккио

Для обоих зданий характерно вырастание непосредственно из земли, без всякого постамента, сплошным квадратным массивом. Оба здания врезываются мощным углом в небольшую сравнительно площадь, так что между их массивами и размерами площади нет никакого взаимного согласования. Двумя последовательными взлетами - сначала до выступающего вперед верхнего этажа, а потом до нового выступа башни - мрачный колосс дворца Синьории вздымается кверху, господствуя над городом.

палаццо Веккио

палаццо Веккио

Традиционно считается, что в проектировании Палаццо Веккио принимал участие Арнольфо ди Камбио. В любом случае, строители, использовав формы и мотивы, характерные для средневекового крепостного зодчества, создали новый, полный героического величия архитектурный образ. Облицованное крупными блоками желтоватого рустованного камня, здание кажется гигантским монолитом - настолько компактен его объем и выразительна толща стен, скупо и несимметрично расчлененных сравнительно небольшими оконными проемами, с перерывами, без согласования осей. Отсутствие центрального портала и несоразмерно малая дверь в углу подчеркивают чисто готическое впечатление незаконченности, как будто здание находится в непрерывном процессе становления, роста. Пластику массива великолепно подчеркивает сильно вынесенный вперед внушительный ярус машикулей и крепостных зубцов, а энергия вертикального ритма концентрируется в победном взлете дозорной башни (94 м).

облицовка. И не только

опять же облицовка. И опять же не только. Никому не интересна просто облицовка...

Сооружение монументальных резиденций коммунальных властей - специфическая черта итальянской жизни этого времени. Такие дворцы, воздвигавшиеся в отличие от собора с необыкновенной быстротой, оставались на протяжении всего XIV и даже первых десятилетий XV века главными центрами городской застройки: примыкающие к ним площади служили местом официальных церемоний и народных празднеств. Сам облик их был призван воплотить идею величия города.

с улицы Уффици 94 м башни впечатляют как-то больше

Под прямым углом к Палаццо Веккио, отделенная узкой улочкой, находится т.н. лоджиа деи Ланци, ранее называвшаяся лоджиа деи Приори, так как под ее аркады вступали приоры, обращаясь к народу. Замкнутая с двух сторон, перекрытая крестовыми сводами, лоджия открывается на площадь полукруглыми арками, опирающимися на вертикально расчлененные столбы. Опять чисто готическая идея словно провизорной постройки, представляющей собой не само здание, а как бы переход между зданием и площадью, лишенной центра и равновесия. Но так как лоджиа деи Ланци выстроена во второй половине XIV века, то есть как раз в эпоху наиболее сильного брожения [опять биологический слог, однако]художественных принципов, то наряду с чисто готическими формами сводов, столбов и балюстрад она обнаруживает вполне выраженные пространственные представления Ренессанса - просторность аркад и преобладание горизонтального направления.
Приближаясь к лоджии, мы испытываем ощущение готической динамики; прогуливаясь под ее аркадами, мыслим себя в статическом пространстве Ренессанса.

лоджиа деи Ланци

лоджиа деи Ланци


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments