Анна (anna_y) wrote,
Анна
anna_y

Categories:

Итальянская скульптура позднего дученто (1)


Вплоть до начала 1290-х гг. скульптура явно ведет в формировании новых устремлений в итальянском изобразительном искусстве. В этот период она получает более важное место в композиции церковного интерьера, фасада, городской площади. Если ранее в Италии был развит преимущественно рельеф, то теперь скульптура отделяется от стены, получает самостоятельное существование в отдельных монументальных ансамблях – церковных кафедрах (Пистойя, Пиза, Сиена), надгробных памятниках (Болонья), городских фонтанах (Перуджа). Украшающие их серии рельефов и круглых скульптур объединяются сложной программой, несут большую смысловую и образную нагрузку.
Традиционно историю итальянской скульптуры эпохи Возрождения начинают с Николо Пизано. Виппер «во имя полноты изложения» предлагает воспользоваться этой традицией, но с той же оговоркой, что сделал насчет архитектуры: что в работах Николо Пизано и его последователей речь идет не только о предчувствиях стиля Ренессанса, но и о своеобразном южном преломлении готики.
Во всяком случае, искусство Николо Пизано никоим образом нельзя рассматривать только как начало, как нечто абсолютно новое по сравнению с предшествующей ему средневековой скульптурой. Стиль Николо Пизано вырос из средневековых посылок, так же как из непрерывной преемственности античных традиций. Николо Пизано в этом смысле и новатор, и одновременно завершитель.

Происхождение Николо Пизано и первые шаги его художественной деятельности до сих пор еще не вполне ясны. Год рождения мастера в точности не известен. Так как первая крупная работа Николо, кафедра Пизанского баптистерия, закончена в 1260 году после по крайней мере пятилетней работы, правомерно предполагать, что он родился не позднее 1225 года.

1. Влияния южные, или Корни.
Вопреки второй части имени – «Пизано» означает «пизанец» - Николо Пизано пизанцем как раз и не был. Согласно одному документу сиенского архива от 1266 года, в котором Николо называет себя сыном некоего Пьетро из Апулии, можно заключить, что семья художника явилась в Пизу (постоянное место деятельности Николо) из Южной Италии, и возможно, именно из Апулии. В этот период при дворе знаменитого императора Фридриха II Гогенштауфена в Апулии и позднее в Капуе особенно интенсивно поддерживается культ античных традиций. Законченные в 1240 году триумфальные ворота Капуи в своих скульптурных украшениях обнаруживают чрезвычайную близость к позднеантичному скульптурному стилю. Сохранившиеся фрагменты находятся сейчас в музее Капуи, в зале sculprura Federiciana – скульптуры времени Фридриха II.

так выглядели когда-то ворота

а так они пытаются выглядеть сейчас. Видны заботливые руки реставраторов, желающих хоть что-нибудь показать туристам

Среди декоративных скульптур ворот можно видеть столь редкие в тогдашней Италии круглые статуи (в том числе не дошедшую до нас аллегорическую фигуру Капуи и сильно обломанную статую императора Фридриха II).

бывшая статуя Фридриха. Без головы

аллегория верности Капуи императору. А эта, симметрии ради, без туловища

Сохранившиеся фрагменты отделки – например, бюст канцлера Пьетро дела Винья – показывают такую ясность кубической формы, такую уверенность техники, что капуанские скульптуры долгое время принимали за античные оригиналы.
[Среди капуанских обломков есть еще один бюст - Таддео де Сесса. Поскольку точное искусствоведение в одних местах обзывает делла Виньей один бюст, а в других местах - другой, на всякий случай оба поставлю. Чтобы была свобода решить, где ясность кубической формы и уверенность техники больше соответствует античности. С этой же целью варианты реставрированные - носики, лобики, бантики на одежде и все такое...]

бюст Пьетро делла Винья

бюст Таддео да Сесса

То основательное знание античной мраморной техники и то пластическое чутье, которое Николо Пизано обнаруживает уже в самых первых своих работах, лучше всего может быть объяснено его юношескими впечатлениями в Южной Италии. [Я бы еще и сказала - школой, пройденной в Южной Италии. Но кто я такая, чтобы спорить с Виппером?]

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments