2. Влияния северные, готические
Путь Николо Пизано из Южной Италии на его новую родину не может быть прослежен документально. Но бесспорные элементы готики в его работах заставляют предполагать, что по пути в Пизу он имел возможность внимательно изучить, допустим, памятники французской готики в монастырях Сан Галгано и Фоссануова.
Правда, готика проникала в Италию двумя путями. Как уже было указано, через юг и особенно Неаполь, где установилось правление французской Анжуйской династии. Дошло до того, что церковь Санта Мария Доннареджина, построенная королевой Марией Венгерской (правда, уже в первой трети следующего после Николо века) есть едва ли не итальянская разновидность Сент-Шапель в Париже.


С другой стороны, вечная проблема педагогики - в том, кто, что и как усваивает. Все-таки уровень усвоения зависит главным образом от личности усваивающего... или не усваивающего, что бывает едва ли не чаще.
Ну например. Готика, как уже было сказано, проникала в Италию не только с юга, но и с севера. Работал в Парме длительное время такой крупный мастер Бенедетто Антелами, ко времени появления Николо Пизано в Средней Италии уже покойный, но немало успевший на своем веку. Эндрю Мартиндейл в своей монографии о готике называет его, во-первых, одним из крупнейших скульпторов романского стиля в Италии вообще, а во-вторых, говорит, что южнофранцузская готика, несомненно, оказала на Антелами сильное влияние. Следует учесть, что дело происходит в Парме, то есть в Эмилии-Романье, области севернее гор, где наряду с Ломбардией влияние готики было особенно сильным. Вспомним, что, так сказать, классическая готика встречается именно здесь - Милан и Павия от Пармы недалеко, а Болонья с Сан Петронио и того ближе. Вот и посмотрим, что были здесь за сильные влияния.
Антелами прожил очень долго для того времени - семьдесят, а то и восемьдесят лет. Как водится в тогдашней Италии, был не только скульптором, но и архитектором, и главная работа его жизни - баптистерий в Парме, который он начал строить в 1196 году уже на пятом десятке и до самого конца жизни (а скончался он где-то около 1230 года, то есть аж за четверть века до появления в Тоскане Николо Пизано) работал над скульптурной декорацией оного баптистерия. Которую почти и завершил.
Внешне это массивное восьмиугольное здание не имеет готических черт, хотя внутри есть ребристый готический свод. Вообще после изысканного флорентийского баптистерия - призма призмой, и несколько напоминает башню питерского водоканала.



Документально не доказано, что баптистерий проектировал сам Антелами, но порталы абсолютно точно его работы, поскольку на одном из них начертано его имя.
По времени создания эти порталы уникальны для Италии: на них изображены многофигурные и логически связанные сюжетные сцены. "Только одно это, - восклицает Мартиндейл, - уже вызывает сравнение с Францией, так как только во Франции уделялось столько внимания смысловому содержанию церковного портала", тем более что "два из трех порталов посвящены известным во Франции темам: Деве Марии и Страшному Суду".
Но дальше дело хуже. "Однако что бы Антелами ни увидел по ту сторону Альп, это вряд ли оказало влияние на архитектурный замысел его портала. В большинстве архитектурных планов можно проследить влияние более ранних североитальянских источников. Стиль скульптуры полностью заимствован из этого региона, фигуры массивные, с довольно крупными круглыми головами. Отсутствуют статуи-колонны, камень свода отличается простотой. Только иногда во второстепенной скульптуре внутри и снаружи проглядывает более утонченный северный стиль".
Вот первая известная нам работа Антелами - "Снятие с креста" из Пармского собора. Следует признать, что как в целом, так и в деталях это очень романская скульптура.

Рельефы порталов баптистерия выдержаны в том же, если не еще более "романском", стиле. Вот "Бегство в Египет", портал, посвященный Богоматери - то есть тот, где проявилось французское влияние - хотя бы в выборе сюжетной композиции.

Или опять же очень романская "лента", посвященная Иоанну Крестителю.

Хотя усмотреть "более утонченный северный стиль" в отдельных скульптурах действительно можно - вот, допустим, традиционная парочка Соломон и Царица Савская. Они так вместе и находятся в довольно плоской нише одного из фасадов - Соломон слева, царица справа.


Но самые мои любимые и трогательные у Антелами - это традиционные изображения сельских работ в разные месяцы года. Романские, круглоголовые, массивные, плоскостные и так далее. Зато какие...


Сколько, право же, прелести в романской скульптуре даже и без "утонченного северного стиля"...